Аналитик Черниговский: Барьеры для легального алкоголя помогают развиваться теневому рынку
7 марта 2025, 17:00
В 2025 году в сегменте алкогольной продукции в России наблюдается ряд значительных изменений. По данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК) в начале года снизилось производство водки, коньячной продукции, но увеличилось число виноградных вин.
Экономист, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский связывает эти тенденции с рядом ограничений, которые сегодня получают производители крепких алкогольных напитков. Об этом он заявил в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей.
«Производители водки и других крепких напитков сегодня испытывают серьезное давление со стороны региональных законодательных инициатив, которые вводят дополнительные барьеры для розничной реализации. Особенно в заведениях общепита, расположенных в многоквартирных домах, и через жесткие временные рамки.
Повышение акцизов и минимальных розничных цен (МРЦ) напрямую влияет на себестоимость и конечную цену продукции. [Существуют] административные барьеры, поскольку необходимость соответствовать быстро меняющимся локальным нормам увеличивает расходы на документооборот, лицензирование и контроль», — передает эксперт.
«В совокупности эти факторы снижают рентабельность производства легального крепкого алкоголя, при этом стимулируют расцвет теневого рынка».
«Безусловно, сокращение официального выпуска и продаж водки окажет негативное воздействие на отрасль и экономику в целом».
«Пример: в январе — феврале 2024 года было произведено 10,4 млн литров водки, а в январе — феврале 2025-го — уже 7,6 млн литров. Разница — 2,8 млн литров, что эквивалентно примерно 830 млн рублей недополученных бюджетом только от акцизных поступлений», — сообщает специалист.
Максим Черниговский обратил внимание, что существенные ограничения легальной алкогольной продукции могут привести к развитию теневого сегмента рынка.
«Чем больше барьеров создается для легальной продукции (ценовых и регуляторных), тем больше потребителей уходит в «гаражный» сегмент. Это влечет риск отравлений, потери здоровья и жизни граждан. Избыточные ограничения в конечном счете могут повредить всем сегментам алкоголя: сокращаются инвестиции, сужается ассортимент легальной продукции, бюджеты регионов недополучают налоги», — подчеркивает экономист.
Он предложил ряд решений, которые могут положительно повлиять на развитие отрасли и не спровоцировать распространения нелегальной продукции.
«Что можно сделать? Отказаться от чрезмерных региональных запретов на продажу легальной алкогольной продукции, например, отменить жесткие ограничения в объектах общепита МКД. Легализовать онлайн-продажи алкоголя при соблюдении контроля за возрастом покупателя. Сбалансировать акцизную и лицензионную политику: приравнять российскую винодельческую продукцию к условиям для пива по ставке акциза и требованиям к лицензированию. Усилить борьбу с нелегальным рынком спиртосодержащей продукции», — говорит собеседник издания.
Максим Черниговский уверен, что комплексный подход сможет исправить ситуацию.
«В целом, только комплексный подход позволит не допустить падения производства легальной отрасли и роста теневого рынка, сохранив при этом интересы потребителей и безопасность граждан», — подводит итоги экономист.
Ранее Общественная служба новостей сообщала, почему алкорынку РФ нужна конкуренция. Больше ищите в материале.