30 января 2025, 08:00

Автоэксперт Балабас: «Шринкфляция» может спасти российский авторынок

30 января 2025, 08:00
Фото: Общественная служба новостей
30 января 2025, 08:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Компромиссным сценарием развития российского авторынка, который в 2025 году продолжит двигаться в сторону повышения цен и рискует столкнуться со снижением продаж, может стать появление в стране бюджетных моделей китайского производства. На текущий момент концерны из Поднебесной не поставляют в РФ свои самые дешевые машины, однако в перспективе именно они могут занять нишу более-менее доступного автомобиля для российских покупателей. С этой задачей мог бы справиться «АвтоВАЗ», однако ему попросту не хватит производственных мощностей для удовлетворения всего спроса. Таким мнением с Общественной службой новостей поделился автоэксперт портала kolesa.ru Евгений Балабас.

Ранее опрошенные «Газетой.Ru» эксперты спрогнозировали повышение цен на импортируемые автомобили на 10-30% в 2025 году. Основными причинами подорожания называют инфляцию, повышение ставки утильсбора и снижение курса рубля. Отечественный автопром рост цен также затронет, однако в объеме инфляции, если не меньше, сообщили «Известиям» в «АвтоВАЗе». При этом, по оценкам «Автостата», отечественный авторынок в текущем году ожидает падение как минимум на 10%, а в пессимистичном сценарии и вовсе на все 20%. Причины: повышение цен, рост ставок по автокредитам вслед за высокой ключевой ставкой Центробанка, и так далее.

Обстановка на российском рынке автомобилей, который переживает не самые лучшие годы, многих наводит на опасения об устаревании автопарка и превращении автомобиля из средства передвижения в предмет роскоши. Во всей этой ситуации, считает Евгений Балабас, «светлым пятном в конце тоннеля», которое бы замедлило негативные процессы, может стать изменение подхода некоторых китайских концернов к ведению бизнеса в РФ.

«Будут покупать автомобили посредственного качества с расчётом на доработку своими руками»

blockquote

«Некоторые наши крупные дилеры отказались от сотрудничества с нераспространёнными и не разрекламированными у нас китайскими брендами – в частности, с Kaiyi и BAIC. В Китае они относятся к довольно неплохим производителям достаточно большого масштаба. Во всяком случае, BAIC – это точно крупный, как у нас говорят, федеральный производитель. Но у нас как-то не очень идут незнакомые бренды, потому что сейчас на рынке, как кто-то недавно заметил, сформировалась «большая четвёрка»: это Chery, HAVAL, Geely и Changan. И относительно этого расставания с малоизвестными марками звучала мысль, что они могут продолжить развиваться у нас на рынке, если что-то поменяют. А что тут можно поменять, кроме ценовой политики?, — говорит собеседник издания. — Если кто-то действительно начнет завозить на наш рынок максимально бюджетные автомобили вроде печально известного Chery Amulet, пусть даже похуже качеством, нежели те китайские марки, к которым мы привыкли – у них уже достаточно неплохое качество, и к ним уже нет такого презрительного отношения, как это было, допустим, 10 лет назад – то, возможно, это какую-то нишу заткнёт. То есть люди будут покупать автомобили посредственного качества с расчётом на доработку своими руками. Как у нас говорилось: «Купи и доработай напильником»».

По словам эксперта, у китайских концернов есть бюджетные авто, сравнимые по качеству с бюджетными же машинами российского производства, однако в РФ их не отгружают. Если же производители на это решатся, то это станет «компромиссным вариантом», при котором на российском рынке останутся доступные, хоть и не идеальные и не самые надежные, автомобили, считает он. Причем такое возможное развитие событий Балабас сравнил со шринкфляцией (это когда вместо повышения стоимости уменьшают объем упаковки), поскольку по ценам некогда доступных машин будут продаваться другие, менее качественные.

«Вспомним наследие советских кружков юных техников»

blockquote

«Наверное, паршивый автомобиль – это лучше, чем никакой, потому что человеку нужно передвигаться, возить семью, продукты и все остальное. Многие будут на это готовы. Возможно, произойдет какой-то возврат к владению навыками ремонта автомобиля, поскольку их потеря в некотором смысле не так давно произошла. Люди утратили возможность и желание ремонтировать свой автомобиль самостоятельно, перейдя либо на дилерское обслуживание, либо на кратковременные периоды владения автомобилем по 3-5 лет – за это время ничего делать не нужно даже у дилера. Возможно, людям стоит, так сказать, засучить рукава и вспомнить, куда они убрали гаечные ключи. Это по-своему даже не так плохо, как ни странно. В этом тоже можно увидеть какой-то свой плюс – вспомним наследие советских кружков юных техников, из которых выходили люди, способные починить и автомобиль, и кран, и розетку, и так далее», — сказал эксперт.

Что касается роли «АвтоВАЗа» в текущей ситуации, то, считает Балабас, отечественному концерну просто-напросто не хватит производственных мощностей, чтобы обеспечить нужный объем для удовлетворения спроса в условиях подорожания импортных авто. Он отметил, что российские автомобили сегодня – это приемлемый, «компромиссный» вариант, однако выпускать их столько, чтобы обеспечить весь рынок доступными моделями, «АвтоВАЗ» не сможет.

Так или иначе, отметил эксперт, несмотря на ряд опасений, проблемы автомобильного рынка в России пока стоят не так уж остро, и он еще далек от крайностей – например, от повсеместного распространения «хосписов», то есть старых, нерабочих машин. Не исключено, что, с ростом недоступности новых автомобилей, существующий автопарк начнет устаревать, однако это достаточно вялотекущий, растянутый во времени процесс, указал он. «У нас есть еще много шансов все отыграть обратно», резюмировал собеседник издания.

Ранее в разговоре с ОСН автоэксперт Евгений Балабас объяснил, почему не стоит экономить топливо на прогреве авто.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.