test

«Проще не обращать внимания»: Почему полиция не реагирует на преследования женщин

18 ноября 2022, 17:35
18 ноября 2022, 17:35 — Общественная служба новостей — ОСН

Утром 18 ноября на выходе из московского метро Зюзино было обнаружено тело девушки с многочисленными ножевыми ранениями. Следователи возбудили уголовное дело по первой части статьи 105 УК РФ — «Убийство». Незадолго до своей гибели, жертва обратилась в полицию, утверждая, что ее преследует мужчина. Девушке было всего 29 лет и она погибла в нескольких метрах от своего дома.

Как рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк, девушка обратилась в ОМВД вечером 17 ноября. Ни данных преследователя, ни его примет она не сообщила.

«Сотрудники полиции, прибыв на вызов, прошли внутрь магазина (именно это запечатлено на видеозаписи, распространенной рядом телеграм-каналов), чтобы выполнить свои первоначальные задачи – опросить заявительницу, установить личность и приметы злоумышленника.

В ходе опроса девушка сначала отрицала, что знает правонарушителя, и только потом призналась, что ее преследует знакомый. Выяснив, что мужчина, скорее всего, находится неподалеку, полицейские предприняли первичные меры по розыску, осмотрели помещение магазина и прилегающую территорию, но злоумышленника не обнаружили.

Сотрудники предложили девушке проехать в отдел полиции для написания заявления, однако она отказалась покидать рабочее место. Тогда полицейские приняли заявление на месте, вернулись в отдел и зарегистрировали его в установленном порядке», – отмечается в сообщении МВД.

Такие случаи в последнее время – не редкость. Как отмечают эксперты,  к заявлениям девушек о преследованиях их поклонниками или слишком агрессивными мужьями в обществе не всегда относятся серьезно.

Как быть в подобных ситуациях и могут ли правоохранительные органы обеспечить безопасность граждан, в материале Общественной службы новостей.

Судебная защита

Внесение в УК закона «о преследовании» стоит на повестке давно, но принимать его не спешат.

Российская журналистка, писательница и правозащитник Ева Меркачева в беседе с корреспондентом ОСН, напомнила, что несмотря на то, что подобный закон «О домашнем насилии» тоже много, где обсуждался очень много, но так и не прошел.

«Нам дают понять, что действовать надо не в рамках отдельного закона, а в рамках действующего законодательства, путем внесения каких-то изменений в отдельной части ситуацию можно будет исправить», — заявила она.

Меркачева уверена, что обеспечение защиты граждан в подобных случаях все же возможно. По ее мнению, данный вопрос необходимо решать в судах, вводя такую меру наказания, как запрет на приближение человека на определенное расстояние.

«Можно защитить потенциальную жертву и запретить потенциальному преступнику к ней приближаться»

blockquote

«Суд в этом случае не устанавливает вину человека в насилии или чем-то еще, суд просто приходит к выводу, что с учетом изложенных аргументов можно защитить потенциальную жертву и запретить потенциальному преступнику к ней приближаться. С одной стороны и человека не посадили, (вдруг ошибка или наговор — прим. ред), а с другой — сказали не приближаться. Его права не ограничили, ведь права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого», — заявила эксперт.

Правозащитница уверена, что необходимо также привлечение полицейских за халатность в таких случаях.

«У нас пока я таких историй даже не припомню, чтобы кого-то наказали. Максимум какое-то административное взыскание. Ну лишат участкового премии за то, что на его участке убили человека и что? — это несерьезно, необходим большой штраф или условный срок, чтобы судимость была», — указала специалист.

Меркачева уточнила, что такие моменты предусмотрены законодательством и нужно, чтобы работал Следственный комитет, который заводит все дела на сотрудников полиции.

«Поверьте мне, полицейские этого боятся, как огня, но у нас очень редко происходят такие вещи. Я не слышала, чтобы участкового уволили за то, что он не реагировал на сообщения гражданки, которую потом убил муж или преследователь», — привела пример собеседница издания.

Ева Меркачева считает, что в стране недостаточно понимания проблем граждан и необходима здоровая пропаганда отношений в семье и не только.

Госзащита для своих

Как отметил в беседе с ОСН, начальник юридического отдела профсоюза полиции города Москвы Игорь Гришаков, специально создавать ничего не требуется, так как в России уже существует программа, подобная описанной Меркачевой.

«Это не программа защиты свидетелей, это нечто другое»

blockquote

«Это не программа защиты свидетелей, это нечто другое. Если есть основания полагать, что жизни и здоровью человека угрожает опасность, за лицами устанавливается госзащита», — уточнил он.

При этом, по мнению Гришакова, госзащиту получают в основном судьи, следователи, ведущие особо важные дела и оперативники. Он также уточнил, что есть и просто богатые люди, которые могут себе позволить, чтобы их охраняли органы.

«Если ко мне придет обычная гражданка и скажет, что за ней следит поклонник, я вряд ли смогу выделить ей какую-то государственную защиту»

blockquote

«Если ко мне придет обычная гражданка и скажет, что за ней следит поклонник, я вряд ли смогу выделить ей какую-то государственную защиту. Она обеспечивается сотрудниками, но их не бесконечное множество, Колокольцев недавно заявлял, что не хватает как минимум 90 000 человек», — указал полицейский.

Таким образом, для того чтобы обезопасить граждан с подобными запросами необходимо реформирование, увеличение штата, а следовательно увеличение финансирования. Данный процесс, по мнению Игоря Гришакова, является слишком трудоемким.

«Проще не обращать внимания на подобные ситуации, чем увеличить штат сотрудников»

blockquote

«Проще не обращать внимания на подобные ситуации, чем увеличить штат сотрудников. Из-за единичного случая никто не будет пересматривать систему», — уверен специалист.

Никто кроме полицейских

А вот депутат Госдумы, заместитель главы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков уверен, что подобные вопросы должна решать только полиция.

По его мнению, для начала необходимо выяснить, что следящий за вами человек имеет криминальные цели.

«Полиции нужны достаточные данные о готовящемся преступлении»

blockquote

«А вдруг человек просто крепко влюблен. Нужно обязательно указать, что цель его незаконна, хочет расправиться или посягнуть на имущество. Полиции нужны достаточные данные о готовящемся преступлении», — заявил Синельщиков.

Депутат уточнил, что полиция не может проверять просто преследующего человека. Достаточными данными для заведения уголовного дела или проверки следящего, по его мнению, являются прямые угрозы с его стороны, чтобы доказать, что преследование является опасным.

Таким образом, если вас преследует настолько настырный поклонник, что вам становится не по себе, избавиться от него при помощи правоохранительных органов будет не так-то просто, поэтому лучше заявить, что он вам угрожал, если такой факт был, и тогда его личностью займутся.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!