test

Вице-адмирал раскрыл правду о гибели «Курска»

12 августа 2020, 14:32
12 августа 2020, 14:32 — Общественная служба новостей — ОСН

Двадцать лет назад, в 2000 году на российской атомной подлодке К-141 «Курск» произошёл взрыв. На борту находились 118 членов экипажа. Большая часть погибла при взрыве водорода, но 23 человека ещё несколько дней жили в турбинном отсеке, ожидая помощи. Но так и не дождались.

Официальная версия генпрокуратуры сообщает, что причиной трагедии стала утечка компонентов одной из учебных торпед. Это привело к пожару, который вызвал детонацию остальных снарядов. Однако у вице-адмирала и бывшего председателя Комитета подводных работ особого назначения при Правительстве РФ Тенгиза Борисова есть другая версия произошедшего. Он рассказал Общественной службе новостей, почему считает, что в трагедии виновен сам экипаж.

Лодка шла на перископной глубине, утром была отличная видимость

blockquote

«Подводная лодка постройки советского союза могла затонуть только при затоплении как минимум двух отсеков. Чтобы затопило два отсека, может быть два варианта: столкновение с крупным надводным или подводным судном или взрыв на борту боезапаса. То, что потом начали говорить про американцев — это всё глупости. Лодка шла на перископной глубине, утром была отличная видимость. Хорошая акустика на “Курске” была. Так что подпустить подлодку или корабль они не могли. Скорость была небольшая, не более 8 узлов, поскольку шли под перископом. На такой скорости они должны были иметь хороший обзор и надводной, и подводной обстановки», — говорит эксперт.

Мощный взрыв

Следовательно, замечает он, остаётся последний вариант — мощный взрыв внутри лодки, который и мог привести к затоплению.

При взрыве стеллажного боезапаса, носовую часть разворотило полностью

blockquote

«Из аккумуляторной батареи произошла утечка водорода в отсеке, который, накопившись в воздухе, взорвался, вступив в реакцию с кислородом. В отсеке возник пожар, который через две-три минуты привёл к детонации торпед. После первого взрыва, лодка двигалась по прямой, повреждений прочного корпуса не было. Те люди, что были в первом отсеке, погибли сразу же. Это были 11 человек. Естественно, связь с ними пропала. Как потом выяснится, на подлодке была отключена система аварийного пожаротушения. При взрыве стеллажного боезапаса, носовую часть разворотило полностью, ударная волна прошла по прочному корпусу, как по волноводу. То есть все переборки до реакторного отсека были сметены и снесены, превращены в металлолом сразу. Реакторный отсек выдержал. Самое главное, что не было радиоактивного загрязнения», — объясняет вице-адмирал.

Никто не выжил

По словам Тенгиза Борисова, когда он прибыл в Североморск, через несколько дней после трагедии, ещё до того, как к подлодке спустились водолазы, то уже знал, что живых на судне нет.

Судя по всему, никто не занимался замером водорода

blockquote

«Откуда взялся в отсеке водород и почему никто не отследил? Это, к большому моему сожалению, вина личного состава. Когда работает аккумуляторная батарея, контролировать наличие водорода нужно каждый 30 минут. Проводятся замеры. Есть система дожигания водорода. Когда лодка идёт в подводном положении, эта система работает всегда. Она окисляет водород до воды. К большому сожалению, система или не сработала, или была отключена. Судя по всему, никто не занимался замером водорода, так как за 30 минут накопиться 4% водорода, минимально необходимых для взрыва, не могли. Для этого требуется больше 10 часов», — считает офицер.

Халатность офицеров

Фото: zerodoubt.ru

При избытке водорода в воздухе от 4 до 78% происходит взрывная реакция. А имевшиеся на борту торпеды с пероксидом водорода не могли спровоцировать взрыв, уверен он.

Это халатность вахтенных, что были в первом отсеке

blockquote

«Объясните, откуда в перекисно-водородной торпеде водород? Перекись водорода разлагается на H²O и свободный кислород. Значит появиться в свободном виде водород там не мог. Это халатность вахтенных, что были в первом отсеке. Второй момент — халатность других офицеров, которые должны были контролировать содержание водорода в отсеке. Если бы они следили за ситуацией, жертв бы не было. Третье — то, что была отключена система аварийного пожаротушения. Если бы она работала, трагедия бы унесла жизни только 11 человек», — подытоживает эксперт.

Сокрытая правда

Фото: unian.net

Тенгиз Борисов говорит, что полноценного расследования так и не провели, а ответственность никто не понёс. Напомним, что все документы о трагедии на «Курске» засекречены до 2030 года.

Истина оказалась жертвой внутренних разборок

blockquote

«Насколько мне известно, было сделано всё, чтобы истинные результаты аварии скрыть. Настоящих причин так и не услышали: флот валил на промышленность, промышленность — на флот. А истина оказалась жертвой внутренних разборок. Не имея чёткой и ясной картины, никто не скажет, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось. Конечно, что-то улучшили, но, к сожалению, должен констатировать, осталось много недочётов», — признался вице-адмирал.

Общественная служба новостей опубликовала воспоминания высшего офицерского состава о трагедии с «Курском». Современники рассказали о том, как узнали о взрыве, что почувствовали и как впервые увидели безжизненную подлодку на дне моря.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!