test

«Она утонула»: 20 лет назад произошла катастрофа подлодки «Курск»

12 августа 2020, 08:21
12 августа 2020, 08:21 — Общественная служба новостей — ОСН

Ровно 20 лет назад, 12 августа 2000 года российская атомная подлодка К-141 «Курск» затонула в Баренцевом море. На борту находились 118 членов экипажа. Большая часть погибла при взрыве водорода, но 23 человека ещё несколько дней жили в турбинном отсеке, ожидая помощи. Но так и не дождались. Трагедия унесла жизни всех подводников, а 118 семей остались без сынов и мужей. Общественная служба новостей публикует воспоминания высшего офицерского состава об этой трагедии.

Взрыв на борту

Фото: amic.ru

К-141 вышла в море 10 августа, выполняя план учений Северного флота. Задачей учений было проведение учебно-боевого пуска крылатой ракеты и торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. Для этих целей на лодку погрузили 24 крылатые ракеты П-700 и 24 торпеды. Командиром судна был капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа «Курск» выполнил первую часть учений, а через несколько часов должен был начать подготовку к учебной атаке на авианосцы. В 11:28 крейсер «Пётр Великий», принимавший участие в учениях, фиксирует хлопок. Выслушав доклад о подводном взрыве, он не придаёт ему значение. Командующему Северным флотом Вячеславу Попову так же передают, что ничего необычного не произошло, просто «включилась антенна радиолокационной станции».

Как вспоминает бывший председатель Комитета подводных работ особого назначения при Правительстве РФ, вице-адмирал Тенгиз Борисов, уже на тот момент экипажу крейсера нужно было проявить больше внимания к произошедшему.

Скриншот livejournal.com

«Это был взрыв водорода. Произошло возгорание, как позже выяснится, система пожаротушения была отключена. Из-за этого взорвался боезапас. Люди, которые были в первом отсеке погибли сразу. Связь пропала мгновенно. Все переборки до реакторного отсека были снесены взрывной волной, а сам реактор выдержал, так как был усилен дополнительно. Но за реакторным отсеком было 23 человека, что выжили», — сказал он.

Смертельное промедление

Фото: topwar.ru

Вице-адмирал подчёркивает, что у Северного флота были все шансы спасти моряков, оказавшихся в заложниках на затонувшем судне.

Мне очень больно было отвечать, но я ответил честно: живых на лодке уже нет

blockquote

«Ещё несколько дней они ждали помощи. Спустя четыре дня ко мне обратились журналисты. Спросили: можно ли кого-то спасти? Мне очень больно было отвечать, но я ответил честно: живых на лодке уже нет. Два, максимум три дня были шансы людей спасти. На четвёртый день на борту не было никого в живых. К сожалению, я оказался тогда прав. Нам говорили, что они погибли в первые четыре часа, после взрыва. Но спасти их была возможность, люди были живы. Но не очень расторопное и грамотное командование спасением, привело к тому, что погибли все», — уверен он.

В назначенное время подлодка не произвела запуск торпед и ВМФ отправил корабли и вертолёты на поиск всплывшей подлодки. Это не принесло результатов, а к вечеру экипаж судна так и не вышел на связь. Утром 13 августа корабли с Вячеславом Поповым на борту находят подлодку на глубине 108 метров. Вскоре фиксируются и повреждения судна.

Мёртвый «Курск»

Фото: googleusercontent.com

Одним из первых, кто осмотрел «Курск» был капитан 1-го ранга, герой России, водолаз Андрей Звягинцев. Он вспоминает, что его отряд должен был улететь на учения 11 августа, но переброску отложили из-за нехватки самолётов.

«Готовились все 18 водолазов. Подводные глубоководные аппараты тщетно пытались состыковаться со шлюзовым люком подводной лодки. Хочу сказать, что ребята, которые работали на спасательных аппаратах, ходили “по грани” и делали все возможное», — говорит водолаз.

По его словам, когда водолазы спустились к подлодке, то ужаснулись увиденному.

В отсеке мы заметили следы пожара, были видны обгоревшие стены и проводка

blockquote

«Увидели лодку – и сразу холодом душу охватило. На дне Баренцева моря лежал безжизненный атомный крейсер, некогда гордость Российского флота. Эта боль была как выстрел, в следующую же секунду я включился в работу. В девятый (турбинный — Прим. ред.) отсек мы попали через переборочный люк. В отсеке мы заметили следы пожара, были видны обгоревшие стены и проводка. Всюду была сажа во взвешенном состоянии. На “Курске” находились мои однокашники, с которыми мы вместе учились в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского в Ленинграде. Работа с телами погибших у нас была не первой. Хотя, наверное, привыкнуть к этому совсем невозможно», — рассказывает Звягинцев.

Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает

blockquote

Одной из самых страшных находок стала записка командира турбинной группы дивизиона движения Дмитрия Колесникова. В ней подводник признаётся в любви жене Ольге и призывает её «не переживать сильно».

Фото: proza.ru

«Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников», — говорится в остальном тексте записки.

Незабытая трагедия

Фото: unian.net

Вячеслав Попов отказался подробно рассказывать, что происходило тогда в руководстве Северного флота. Однако, не сдерживая эмоции сказал, что трагедия с «Курском» — «словно ножом по сердцу».

«Разговор о “Курске” — непростой и обстоятельный. Сейчас, наверное, я не готов его вести. Снова уходить в эту тему, честно говоря, для меня очень тяжело», — объяснил бывший командующий флотом.

Фото: wikimedia.com

По словам Тенгиза Борисова, катастрофа с «Курском» позволила сделать выводы и частично усилить контроль за безопасностью на других судах. Но, предупреждает вице-адмирал, трагедия может повториться.

Истина оказалась жертвой внутренних разборок

blockquote

«Насколько мне известно, было сделано всё, чтобы истинные результаты аварии скрыть. Настоящих причин так и не услышали: флот валил на промышленность, промышленность на флот. А истина оказалась жертвой внутренних разборок. Не имея чёткой и ясной картины, никто не скажет, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось. Конечно, что-то улучшили, но, к сожалению, должен констатировать, осталось много недочётов», — признался он.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!