test

Илья Крамник: Все атаки беспилотников могут быть отражены военными кораблями

Илья КРАМНИК
Военный эксперт
1 ноября 2022, 15:08
1 ноября 2022, 15:08 — Общественная служба новостей — ОСН

В информационным поле продолжает обсуждаться атака, которую предприняли ВСУ на российскую военно-морскую базу, расположенную в Севастополе.

Впервые в мировой военной истории атака беспилотными аппаратами носила такой массовый характер.

В этой связи специалисты и эксперты рассматривают серьезный вопрос о том, смогут ли в будущем боевые корабли и морские эскадры эффективно защищаться от беспилотников.

В информационном поле уже появляются заявления о том, что беспилотные аппараты сделают бессмысленным создание новых боевых.

Смогут ли беспилотные аппараты вытеснить крупные военные корабли?

Собственную точку зрения по данному вопросу представил военный эксперт Илья Крамник:

***

Такие утверждения не соответствуют действительности. Ситуация принципиально не меняется по сравнению с периодом изобретения торпед. Торпеды уже были, но большие надводные корабли никуда не делись.

Действительно, возникает новое средство – беспилотное. Но оно не является невидимым. Современная гидроакустика и радиолокационное оборудование вполне могут обнаруживать такие аппараты. Если технические характеристики средств обнаружения недостаточны, они могут быть усовершенствованы. Поэтому средства противодействия есть.

В середине XIX века появились корабли-миноносцы или минные катера, использовавшие для атаки шестовые мины. Им на смену пришли метательные мины, похожие на торпеды, но не имевшие собственного двигателя. Затем появились торпеды.

Но после этих изобретений крупные корабли никуда не делись, они начали использовать средства защиты – мелкокалиберную артиллерию, созданную для защиты от атакующих миноносцев.

Потом появились подводные лодки.  Но в ответ появились средства борьбы с подводными лодками – гидроакустика, глубинные бомбы, управляемые торпеды.

Таким образом, своеобразное соревнование атакующих и оборонительных средств продолжалось непрерывно.

Теперь появились беспилотники. Подводные беспилотные аппараты – это по сути управляемые торпеды, которые уже существуют десятки лет. Ничего нового здесь принципиально не появляется. Полупогружные и надводные аппараты также не представляют новой принципиальной угрозы.

В то же время все-таки растет опасность террористических атак беспилотников на базы и гражданские цели. Например, гражданские порты могут стать целями для крупных терактов. Опасность заключается в цифровых системах управления и навигации, которые широко доступны. Технически любая террористическая группировка может создать эскадру из нескольких катеров и атаковать, к примеру, гражданский порт, нефтяной терминал или контейнеровоз. Также такие аппараты могут атаковать в открытом море нефтяные танкеры. Поэтому с использованием беспилотников возрастет вероятность терактов.

Что касается военно-морских флотов, то террористическая опасность также растет. Теперь надо постоянно иметь ввиду, что подобные атаки могут проводиться любыми государствами. Если во времена Холодной войны управляемые торпеды были уделом небольшого числа стран, то роботизированные катера со взрывчаткой и цифровыми системами управления и навигации может применять любая террористическая или преступная группировка.

Вместе с тем, военные флоты будут наименее уязвимы для беспилотников, так как получат возможности для обороны. Базы, как правило, отделены от гражданских портов, там проще ограничить трафик, можно полностью запретить стороннее движение, поставить боновые заграждения. Эти способы резко сокращают вероятность атаки.

Если корабль или соединения боевых кораблей находятся в море, то совершить атаки беспилотниками сложнее.  Цели надо вначале найти. А вопрос разведки и целеуказания в море сложен. Сложен даже для государств, обладающим развитыми средствами разведки. Океан велик, и как только мы выходим за пределы дальности визуального обнаружения, сразу появляются проблемы с поиском целей. У беспилотного аппарата эти проблемы обостряются, так как дальность хода у него ограничена. Эта проблема справедлива как для электрических аппаратов, так и для беспилотников, использующих дизельные двигатели. Если строить что-то габаритное, с большим запасом топлива, то такой объект будет более уязвим.

Подчеркнем, что защитные средства не стоят на месте. Корабли могут получить дополнительную мелкокалиберную артиллерию для защиты от беспилотников. Кроме того, сейчас развитые страны разрабатывают лазерные системы обороны. Каждый корабль возит на себе достаточно мощную электростанцию, которая может запитать мощный лазер, способный защитить судно от беспилотных аппаратов. Также отметим, что темой обороны от террористических атак со стороны катеров-камикадзе специалисты занимаются уже несколько лет.

Таким образом, флот слишком часто хоронят, но это ни к чему не приводило. Перед нами очередной виток соревнования средств защиты и нападения. При наличии необходимого технического оборудования все атаки беспилотников будут отражаться военными кораблями.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!