test

Политика

«Живут по логике ковбоев»: политологи о корнях протеста хабаровчан

23 июля 2020, 13:52
23 июля 2020, 13:52 — Общественная служба новостей — ОСН

Протесты в Хабаровском крае продолжаются. Местные жители считают, что арест Фургала – «месть Кремля». И открыто заявляют, что припомнят власти все: и изменения правил ввоза поддержанных машин («с этого бизнеса всё Приморье кормилось»), и запрет на вырубку леса. И то, что жизнь в крае не становится лучше. Об истинных мотивах протеста и возможных выходах из сложившейся ситуации Общественной службе новостей рассказали политологи.

Гендиректор «Института региональных проблем» Дмитрий Журавлев полагает, что корень проблем в ментальности хабаровчан. У жителей Дальнего Востока фронтирная психология (фронтир – пограничные территории, где не действуют законы – прим. редакции). Но она естественная и объективная.

«Дальневосточники живут по логике ковбоев: “шериф это не помощь, шериф – это проблема”. Государство для них не помощник, а обременение, они так 300 лет жили. Они говорят: Путин запретил ввоз автомобилей и ограничил лесозаготовку. Но лесозаготовки на Дальнем Востоке всегда были криминальными, ровно как и ввоз праворульных авто. Путин наводил порядок, но с точки зрения людей, “у них все было нормально и тут власть  вмешалась”. Наш человек исходит из презумпции виновности государства», – пояснил спикер.

Амурский тигр
Фото: twimg.com

В свое время власть покусилась на доходы наиболее активной прослойки населения. А простые люди недовольны тем, что жизнь их не становится лучше. Изменить ситуацию могут только миллиардные инвестиции.

Дальний Восток богат ресурсами, но для их извлечения нужны огромные вливания. Целина – мелочи на фоне ДФО, отметил Журавлев.

Вопрос последних лет: где взять деньги? Нужны инвесторы, вкладывающие миллиарды

blockquote

«Смена бывшего губернатора Хабаровского края на Фургала связана именно с тем, что первый собирался развивать за счет бюджетных средств, а второй – за счет привлеченных. Как мы понимаем, проблемы были у обоих», – заявил политолог.

Ситуацию спасет только привлечение инвестиций. Нужны инвесторы, которые будут вкладывать не миллионы, а миллиарды.

«Очевидно, что китайские инвесторы не вложат в Дальний Восток столько, сколько нужно для его развития. Бизнесменам из КНР нужны политические гарантии, инструменты контроля на территорией, в которую они вложились. Например, в Африке, куда китайцы любят вкладываться, местные правительства позволяют размещать при необходимости там военный контингент. Поэтому в ДФО они вкладывают средства не в таком масштабе», – рассказал Журавлев.

Вполне возможно привлечь государственные средства, но тогда нужен четкий контроль. Механизмы простые, но осуществить их непросто.

Инвестор придет туда, куда уже вкладывают. Самые большие затраты – инфраструктурные: дороги, ж/д, аэропорты. Это должно строить государство. Осуществление инфраструктурных проектов у власти пока получается плохо.

Если государство начнет вкладывать в строительство инфораструктуры средства по объему сравнимые с вливанием в оборону, то вполне может получится. Но будет ли делать это государство?

Директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский также полагает, что ситуация в Хабаровском крае вызвана скорее социальными и экономическими проблемами, нежели политическим протестом.

«Ситуация с Фургалом безвозвратная. Наивно полагать, что власть затеяла процесс без доказательств. Выборы губернатора пройдут уже в следующем году. Это очень серьезный вызов для врио. Он достаточно долго будет временно исполняющим, но при этом столкнется с большим количеством проблем. В первую очередь социальных, во вторую – экономических», – отметил Потуремский.

Власть должна быть готова к парадигме привлечения всех ресурсов для решения проблем. Дегтяреву, чтобы завоевать доверие, нужно будет эффективно работать правительством, с бюджетом, с ведомствами. Иметь стратегию развития региона. Нужно тщательно и системно разбираться с претензиями населения.

Потуремский обратил внимание на многоукладность Хабаровского края: это настоящий Дальний Восток с тайгой, дикороссами и сельским хозяйством, а с другой стороны – это военное самолетостроение и высокие технологии. Врио придется применить все усилия, чтобы добиться спокойствия в регионе. Но практика показывает, что это возможно.

Хабаровский край
Хабаровский край. Фото: anni-sanni.com

Есть пример Севастополя, где Развожжаев больше года находится в таком же статусе. Врио заходил в кризисный момент столкновения местных элит и недоверия к региональной власти.

«Как мы видим, выруливать можно в сложной ситуации. На чем строить эффективную стратегию понятно: на контакте с населением, показывая, что власть признает требования и желания людей жить лучше. И готова решать их проблемы достаточно быстро», – подытожил Потуремский.

Директор НИЦ «Особое мнение», политолог Екатерина Курбангалеева полагает, что митинги будут продолжаться. Но их масштабность, вероятно, снизится, если правоохранительные органы не допустят значимых ошибок.

«Полпредство пытается погасить протестную волну. В основном просто уговорами и требованиями соблюдать эпидемиологические требования, попутно подлавливая на краевые элиты. Назначение Михаила Дегтярёва только раззадорило людей. Посмотрим, что будем в предстоящую субботу», – высказалась политолог.

Очевидно, что протест там накопленный, давний, а арест Сергея Фургала лишь повод. И решать его надо системным подходом, сочетая грамотные и аккуратные политические решения с предоставлением социально-экономических преференций, убеждена Курбангалеева.

Ранее экономист рассказала, что Хабаровский край один из последних регионов по экономическому развитию.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!