test

Экономика

Владимир Горбунов: «Цель на ближайший год — пройти капитализацию в миллиард долларов»

16 июня 2022, 19:14
16 июня 2022, 19:14 — Общественная служба новостей — ОСН

Он умеет предчувствовать тренды и заходит в прибыльные ниши на самом старте. Именно это позволило ему стать серийным предпринимателем и создать сразу несколько успешных проектов. О своем пути, бизнес секретах и грандиозных планах нам рассказал основатель компаний Workle, PayQR, Crypterium, Choise Владимир Горбунов.

«Владимир, расскажите, как Вы вообще пришли в бизнес?»

«Мой отец был предпринимателем, поэтому я всегда хотел иметь свое дело. После окончания университета я работал в отделе продаж инвестиционной компании, а затем основал свою фирму. Мне было 24 года. Это был инвестиционный брокер „Статус“. Мы консультировали клиентов, в какую инвестиционную компанию или банк им было лучше вложить деньги, исходя из объема капитала, целей, условий. И от финансовых организаций получали за это комиссию. В результате все были в выигрыше. Затем мы также занялись направлением страхования финансов. А после этого мне захотелось сделать из этого IT проект, максимально оптимизировать все процессы, и в результате это все вылилось в проект Worкle».

«В чем состоит специфика работы Workle?»

«Это сервис для дистанционной работы, который позволяет человеку зайти на портал, пройти бесплатное обучение по какой-то специализации, которая у нас там есть, и зарабатывать официально деньги. Например, мама в декрете может освоить азы страхования и стать страховым агентом, она сразу видит предложения от заказчиков на сайте. При этом вся работа происходит на Workle „в белую“, сервис берет на себя оплату налогов. Также есть направления, связанные с финансами, туризмом, HR.

Сначала в проект мало кто верил, удаленная работа в 2011 году еще не была популярной, на российский рынок еще не пришли такие известные IT компании, как Airbnb, Booking. Впрочем, когда Workle был еще на стадии прототипа, мне удалось привлечь инвестиции в размере 3 миллионов долларов. Сейчас компания успешно работает, в общей сложности мы подняли 20 миллионов долларов. Благодаря этому проекту я стал резидентом „Сколково“, мы попали в рейтинг Лучших команд по версии журнала „Секрет фирмы“, вошли в десятку лучших стартапов 2011 года».

«А как Вы попали в финтех?»

«С 2012 года у меня появилась идея развивать платежи с помощью QR кодов, я понимал, что физические карты себя изживают. Тогда еще не было Apple Pay. Мне удалось привлечь руководителя одного из банков, он пришел в проект вместе со своей сильной командой, включая разработчиков, а я выступал в качестве идеолога. Так мы создали PayQR — и первыми в стране сделали технологию для платежей по QR-кодам, получили на это патент.

В 2015 году более 10 миллионов россиян получили платежные квитанции ЖКХ и ГИБДД в новом формате — с QR кодом. В 2016 году у приложения было 170 тысяч активных пользователей. Мы сделали технологию платежей для разных отраслей экономики: и для рынка доставки, и для заправочных станций, для транспорта, для розницы, даже для интернет-магазинов разработали отдельные кейсы.

Однако массовому развитию данного проекта помешало банковское лобби, финансовые организации не было заинтересованы в нашем проекте, потому что в отличие от операций по картам, у нас была небольшая маржинальность. И в какой-то момент мы устали идти против системы и заниматься развитием рынка. Мы поняли, что сделали все, что могли».

«Каким образом удалось реализовать проект с картой Тройка?»

«Параллельно с развитием PayQR мы также занимались розницей и поняли, что надо стимулировать людей совершать транзакции. А самый лучший способ — это возможность получать какой-то кэшбэк, подарки, скидки. И в 2016 у нас появилась отдельная компания, которая называется „Бонусный клуб“. Мы разработали движок для программы лояльности, подключили большое количество партнеров и помогли многим компаниям создать собственную программу лояльности на нашей базе.

С помощью нашей экспертизы также была создана одна из самых крупных программ лояльности в Москве и МО — это „Город“, которая является официальным оператором транспортной карты Тройка. Это самый большой продукт, который есть в нашем регионе — 24 миллиона выпущенных карт, из которых 9 миллионов активных, и все эти карты мы процессим, на все начисляем бонусы, создали большую экосистему».

«А как Вы пришли на крипторынок?»

«В 2017 году я купил первый биткоин и заказал машины для майнинга. Но тогда этот рынок был совсем не развитым, криптовалюту было сложно приобрести, комиссии были порядка 25%, не было бирж, кошельков нормальных. Это было не для широкой аудитории, а каких-то хиппи-IT-энтузиастов. Но я подумал, что эту нишу ждет активное развитие, будет много разных монет, люди захотят их свободно покупать, продавать, обменивать, так появилась идея создать криптобанк. Т.е. сервис, который позволит совершать транзакции с криптовалютой.

Было очень сложно собрать команду, потому что не было специалистов в этой сфере, всех приходилось обучать. За 5 лет мы прошли путь от идеи к сегодняшней компании Crypterium. За это время рынок вырос примерно в 50 раз».

«С какими трудностями Вы сталкивались при развитии Crypterium?»

«Было два сложных момента. На рубеже 2018-2019 годов две наши технические команды не смогли договориться друг с другом, в результате чего они развалили сам продукт. И мне пришлось принять очень тяжелое решение расстаться со всеми людьми и полностью все переделать.

Следующий переломный момент был позже, когда мы стали сильно расти и каждый месяц умножали прибыль. И внезапно столкнулись с десятком тысяч мошеннических операций (фродом). К сожалению, на тот момент у нас не было технологий по предотвращению данных ситуаций. Мы, конечно же, компенсировали все средства клиентам, хотя были ни при чем. В результате нам пришлось на полгода полностью остановить развитие и сосредоточиться на решении этой проблемы, создании собственной системы фильтров, скоринга операций. Но я рад, что мы со всем справились и вышли в итоге на новый уровень».

«Но это не единственная Ваша компания в криптосфере?»

«Да, другой мой проект — это Choise. Он дает возможность для пользователя переключаться между централизованным (CeFi) и децентрализованным (DeFi) финансированием одним нажатием кнопки и получать преимущества от обоих систем, в том числе иметь большую доходность. У нас была цель — объединить под одной крышей все инструменты из криптомира в виде маркетплейса, чтобы снять с людей головную боль о том, что и где купить и продать.

Choise — это агрегация всей нашей экспертизы в индустрии. И я считаю, что для меня это самый быстрый способ построить мильтимиллиардную компанию, потому что этот проект может дать максимальный КПД. При этом преимущества криптовалют смогут ощутить на себе все — и студенты, и домохозяйки, а не только продвинутые предприниматели и IT специалисты, как сейчас».

«Какие цели Вы перед собой ставите?»

«Сейчас компания Crypterium сделала инвестиционные раунды, и оценивается в цифру с восемью нулями. Надеюсь, что в ближайшие год-полтора мы выйдем на капитализацию свыше 1 миллиарда долларов. Также для меня очень важно с помощью обоих моих проектов Crypterium и Choise реализовать нашу миссию — сделать криптовалюты доступными для всех, чтобы пользоваться ими легко могли миллионы людей по всему миру».

«Надеюсь, у Вас все получится! Удачи Вам!»

Беседовала Анна Панкратова

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!