test

Мнения

Алексей Ярошенко: Хозяин Земли – Русский

Алексей ЯРОШЕНКО
политолог, общественный деятель
24 мая 2022, 20:07
24 мая 2022, 20:07 — Общественная служба новостей — ОСН

Мироустройство основывается на универсальных законах, один из которых — у всего должен быть хозяин. На этот счёт гуманитарная наука говорит о непреложной иерархизации человеческого общежития. Так появились нации, корпорации и государства. Суть закона состоит в том, что человеческие сообщества стремятся к самоорганизации, а самоорганизация непременно приводит к иерархизации. Ни одно человеческое общество не знает внутреннего устройства без иерархии, даже первобытные безгосударственные племена имеют старейшин, обладающих большим весом, чем все остальные.

Л.В. Саянский. «Скоро весь мир будет наш». 1920 г.

Самоорганизация нуждается в иерархии потому, что кто-то должен следить за соблюдением правил и кто-то должен говорить, куда идти. Хотим мы того или нет, но в любой человеческой группе всегда появляется главный, лидер. Он разрешает споры и говорит, что каждому надо делать. Этот лидер может принимать форму хозяина, то есть того субъекта, который помимо контроля за соблюдением правил и выработки стратегии развития, начинает присваивать общие ресурсы или изымать их у членов группы.

Второй закон мироустройства гласит, что характер функционирующей системы всегда зависит от моральных качеств иерарха, от его этических представлений. Это связано с тем объёмом власти и силы, которым самоорганизация наделяет иерарха. Поэтому степень справедливости отношений, царящих внутри иерархии, напрямую связана с понятием о справедливости лидера или хозяина. В племенах вожди распределяют добычу, в демократиях парламент принимает бюджет. Разница между этими процессами процедурная, но суть остаётся та же — иерарх распределяет ресурсы, будь то добыча или бюджет, а также устанавливает правила, будь то обычаи или законодательство, исходя из своих морально-этических качеств. Политическая элита, составляющая парламенты, представляет собой коллективного иерарха.

Закон иерархизации действует в том числе и в отношениях между государствами. Так появились теории мировых систем. Все подобные теории в том или ином виде выводят понятие гегемона. По сути, гегемон в международных отношениях — иерарх, то есть лидер и даже хозяин. Некоторые теории говорят о существовании нескольких гегемонов одновременно, другие настаивают на единственном, но и та, и другая ситуации находят отражение в мировой истории.

Так или иначе фактом остаётся то, что между государствами тоже выстраиваются отношения старшинства. И характер мировой системы также зависит от моральных качеств государства-гегемона, а так как это связано с этическими качествами политической элиты, то правильнее было бы сказать, что характер международной системы всегда строится на морали элиты конкретный страны.

Третий закон заключается в том, что любая система рано или поздно приходит к своему концу и распадается, а на её месте с теми же элементами образуется новая система с новым иерархом и новыми правилами. Этот закон перекликается с законом из физики о сохранении энергии. Описанные процессы могут протекать постепенно, когда в государствах меняются политические элиты и происходит трансформация законов. Может случиться революция и это пример сжатого во времени распада системы. Всё течёт, всё меняется. Европейские империи распадались, и на их местах образовывались национальные государства. Или империи, изменяя фасад, сохраняли свою сущность. Российская империя распалась, но на её месте появился Советский Союз, который сохранил многие сущностные характеристики. Распалась Британская империя, но появилось Содружество.

То же справедливо и по отношению к международным отношениям. На смену Ялтинско-Потсдамской системе мира пришла гегемония США.

М. Абрамов. «Его конек — война, разбой, опасный путь избрал ковбой». Плакат времён СССР.

Гегемония США приняла идеологическую форму глобализации. Глобализация является идеологией потому, что на самом деле о построении единого мира во имя этого самого мира, то есть реализации интересов всех участников международных отношений, речи не идёт. По сути, глобализация является продуцированием американоцентризма на весь мир. В своё время чем-то похожим был европоцентризм, только европейцы на своём этапе оголтелого колониализма не оборачивали его в идеологически приемлемую форму для туземцев. Они просто грабили и порабощали их. Глобализация — это латентная форма колониализма, инструмент втягивания стран в сферу влияния США. Американцам необходимо это делать, чтобы продолжать обеспечивать высокий уровень потребления внутри страны. В противном случае начнётся процесс распада Штатов потому, что американская элита не сможет объяснить своему обществу необходимость потреблять меньше. Общество потребления — двигатель, который без новых жертв из третьего мира остановится. Это к вопросу о том, что моральные качества гегемона устанавливают правила для остальных.

Сейчас наблюдается процесс деглобализации. Влияние США на мир ещё, безусловно, велико, но уже начинают появляться новые центры влияния в регионах мира. Усиливается недовольство политикой американцев на международной арене. Но по сути деглобализация представляет собой деамериканизацию мира и ничего больше. Появляющиеся центры влияния в регионах появляются исключительно в противовес влиянию США в этих регионах. Америка пытается удержаться на олимпе и форсировать события, но это агония умирающей системы. Агония может продлиться не меньше, чем зенит системы, но процесс распада запущен. Рост недовольства США другими странами — это сокращение ресурсов американцев для удержания первенства.

За умирающей системой обязательно последует другая с новым лидером. Или несколькими, но их число будет ограничено. Потому, что на самом деле регионализация — это освобождение от американской власти, но не формирование в долгую в каждом регионе своего лидера и уж тем более не появление мира, в котором все страны будут равны. Закон иерархии.

Наступает раздробленность мира. Но наступает на некоторое время. Из отечественной истории мы знаем, что за раздробленностью всегда следует собирание земель. Надо понимать, что следующая после гегемонии США система мировых отношений также будет основываться на непреложных законах — это значит, что у мира будет новый хозяин и от моральных качеств этого хозяина будет зависеть степень справедливости отношений. Может ли этот новый мир с новым хозяином быть приемлемым для России, если Россия не будет в нём занимать положение лидера? Для ответа на этот вопрос надо сказать о ещё одном законе: сила действия рождает силу противодействия. Россия представляла, представляет и будет представлять с этой точки зрения огромную силу, по отношению к которой всегда будет применяться такой же силы противодействие. Это значит, что Россию не оставят в покое. Никто. Наши культура, история и территория не могут не порождать наших геополитических амбиций на лидерство в мире.

Надо сказать, о пятом, пожалуй, самом важном законе: любой иерарх стремится быть единоличным в своей системе. Лидеры не терпят конкурентов. Это относится и к международным отношениям. Войны великих держав между собой не прекращаются на протяжении всей истории. Последняя была холодной, но и США, и СССР стремились к безусловному и единоличному лидерству в мире. России необходимо стать хозяином в мире потому, что любой другой мировой хозяин, видя в России конкурента, будет стремиться её в нынешнем состоянии уничтожить. Как было с Советским Союзом. России по-прежнему есть куда расчленяться, а значит мы никогда не будем защищены от нападок внешнего мира. Поэтому единственным способом выживания для России является безоговорочное лидерство в мире. Вспоминая закон о зависимости системы от моральных качеств иерарха, надо сказать, что для мира безоговорочное и единоличное лидерство России — наилучший из всех вариантов потому, что только Россия будет строить справедливую мировую систему для всех.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!