test

Общество

Гибель «Комсомольца»: 33 года трагедии в Норвежском море

7 апреля 2022, 11:32
7 апреля 2022, 11:32 — Общественная служба новостей — ОСН

Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». На борту находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек, в результате происшествия погибло 47 человек, в живых осталось только 27 моряков-подводников.

 Характеристика подводной лодки «Комсомолец»

Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Она считалась воплощением новейших конструкторских решений и передовых технологий. Главной особенностью подлодки был титановый корпус, который являлся преимущественной частью. «Комсомолец» ученые и конструкторы создавали 17 лет.  Размер подводной лодки в длину составлял 110 метров, в ширину 12, м. Корабль мог достигать скорость 31 узлов, а предельная глубина погружения 1250 метров. Во время испытаний подводная лодка достигла рекордной глубины,1027 метров.  Свидетели исторического погружения рассказывали, что корпус корабля испытывал перегрузки из-за давления воды, но выдерживал. К-278 могла стать командным пунктом, откуда можно было бы вести военные действия и управлять кораблями.

После испытаний, «Комсомолец» был принят на вооружения и совершил два боевых похода под правлением первого экипажа. Настала очередь 604-го флотского экипажа, однако на сушу вернулись не все.
28 февраля 1989 года корабль отправился в третий и последний военный поход. Под руководством командира Евгения Ванина экипаж состоял из 69 человек. Главной задачей похода была слежка за кораблями противника. В течение месяца на подлодке все было спокойно, корабль шёл на глубине 386 метров около Норвежского моря.

Трагедия

7 апреля в 11 часов в отчете подлодки было написано, что замечаний по неисправности нет. Через 3 минуты в «Комсомольце» сработал датчик о возгорании. Командир приказал подать огнегаситель в 7 отсек, но ничего не сработало. Специалисты сообщали, что скорее всего систему пожаротушения не активировали, из-за этого матрос погиб. Следующей командой капитана стало всплытие на сушу, но из-за перебоя с электричеством, оборудование перестало работать, корабль остановился. Чтобы всплыть, нужно было вытеснить воду из бортовых цистерн. Действия были выполнены, но из-за повреждения трубопровода в седьмом отсеке продувной воздух пошел прямо на огонь, раздувая его все больше и больше.  По расчетам экспертов, температура горения могла доходить до 800-900 градусов. Пока подлодка всплывала, пожар стал масштабным и распространился на 6 отсек . На корабле сработала аварийная защита реактора, питание автоматически перешло на аккумуляторную батарею. Дым распространялся по всей лодке и в скором времени в третьем отсеке из-за сбоев электросети загорелся пульт управления рулями. Огонь быстро устранили, но рули вышли из строя. В тоже время в четвертом отсеке заискрилось оборудование, в пятом отсеке произошла вспышка горючих газов, моряки получили ожоги. В экстренных условиях экипаж экипировался в дыхательные аппараты, кто не мог дышать, сослуживцы выносили на свежий воздух. Через 1,5 часа была запущена система вентиляции отсеков, но в 7 отсеке все также был пожар. Газы и продукты горения начали выходить за борт. Положение стало экстренным, стихия захватила все участки, кроме первого отсека, в котором находились моряки и за герметизировали дверь. Сообщение «SOS» дошло только с 8 раза. На сигнал о помощи был направлен самолёте и плавбаза. Через некоторое время подлодка начала тонуть с конца, поднимая нос к верху. Пока происходило потопление корабля, экипаж спасал секретную документацию. Спустя 6 часов корма опускалась все ниже под воду, а нос поднимался выше.

После двадцати минут «Комсомолец» был похож на рыбацский поплавок и скрылся под воду.  В ледяной воде Норвежского моря оказалось около 60 человек, был один спасательный плот, рассчитанный на двадцать человек. Кому не хватило место, держались за плот, морякам предстояло находиться в холодной воде больше часа.  Однако, не все покинули корабль. Пять человек, вместе с командиром закрылись во всплывающей камере.  Но не все успели эвакуироваться, после закрытия шлюза раздался стук. Капитан приказал спасти опоздавшего, но подводники понимали, что могут погибнуть сами.  Через пару минут стуки прекратились, вода топила отсеки. «Комсомолец» опускался на глубину более 1500 тысяч метров, но всплывающая камера не работала. Вскоре, морякам удалось наладить работу всплывающей камеры, и они начали подниматься вверх. Однако, после всплытия, давление внутри камеры сорвала защелку люка, и он открылся. Одного офицера потоком воздуха вытянуло наружу и отбросило на двадцать метров, он погиб. Камера начала тонуть с командиром и двумя моряками, на плаву остался лишь Виктор Слюсаренко. Вскоре тех, кто был на плоту, и Слюсаренко спасли.

Основные причины

В результате этой трагедии погибло 42 человека, выжило 27 человек. После этого начались допросы и выясняя обстоятельств произошедшего. Из материалов следствия выяснилось, что основными причинами происшествия стала чрезмерная сложность и энергонасыщеность отсеков полуавтоматизированной АПЛ при малочисленном экипаже. Также слабое знание общекорабельных систем всеми категориями личного состава экипажа. Конструктивные особенности и недостатки проекта и не знание их экипажем.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!