test

Дистанционка на карантине: имеют ли студенты право на компенсацию оплаты от вузов?

20 мая 2020, 13:40
Качество вынужденного онлайн-образования оказалось гораздо ниже очного
20 мая 2020, 13:40 — Общественная служба новостей — ОСН

Дистанционная форма обучения, которая раньше была выбором немногих, в 2020 году пришла ко всем студентам как последствие свалившейся всем на голову эпидемии коронавируса. И если студенты-бюджетники восприняли это с пониманием (другого-то варианта обучатся всё равно нет), то студенты, которые платят за своё обучение сами, высказывают недовольство.

Например, студенты-«платники» Псковского Государственного Университета обратились к ректору вуза с просьбой снизить оплату за второе полугодие 2020 года. Учащиеся обосновали своё требование тем, что качество преподавания с переходом на дистанционную форму, резко упало. Поэтому образовательная услуга оказывается не полностью.

Администрация вуза, в лице ректора ПсковГУ Натальи Ильиной, им отказала. Аналогичный ответ пришел и от администрации региона.

Общественная служба новостей разбиралась в ситуации – большинство специалистов оказались на стороне студентов. 

Студенты как потребители услуг – правы

Если образование – платная услуга, логичнее всего взглянуть на неё с позиции потребителя. Поэтому мы обратились за комментарием к председателю Объединения потребителей России Алексею Корягину.

«Обращение студентов совершенно обосновано», – заверил он.

Эксперт объяснил, что не только качество самого продукта при дистанционном образовании упало, его доступность стала достаточно сомнительной:

«Существует множество причин, почему студент не получит преподаваемый материал вообще. Начиная с технических сбоев и заканчивая тем, что у человека может не быть компьютера. Причем, сам компьютер технически может быть. Но заниматься на нём нельзя.

Допустим: студенту 20 лет. И у него есть младшая сестра, которой 13 лет. И он не может пользоваться единственным компьютером в семье в тот момент, когда она получает свой школьный вебинар».

Также собеседник напомнил, что студент, отправленный на дистанционное  образование, несёт дополнительные расходы: оплата интернета, износ компьютера, электричество для его работы. При этом студенты сейчас оказались без источников заработка. Многие из них подрабатывали, но ограничительные меры уничтожили эту возможность:

«Поэтому руководство института должно пойти навстречу студентам хотя бы с моральной точки зрения», – подчеркнул Корягин.

Эксперт посоветовал руководству вуза и студенческому сообществу искать пути к взаимовыгодному разрешению этой ситуации. Руководству не стоит проявлять упорство, потому что озлобленное молодое поколение ни к чему хорошему не приведёт.

Онлайн-образование должно быть дешевле

Преподаватель Высшей Школы Экономики и программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв недавно опубликовал в журнале «Профиль» материал, где доказывал, что дистанционное образование – это будущее, которое ждёт большинство российских учеников.

ОСН поинтересовалась у эксперта: не стоит ли, действительно, снижать оплату при дистанционном обучении?

«Я думаю, что это, естественно, будет происходить в любом случае», – ответил Бордачёв.

Собеседник объяснил, что сегодня ситуация ещё не устоялась:

«Сейчас мы находимся в состоянии некой неопределенности: сколько это всё будет продолжаться? Какие формы это примет? Но, безусловно, увеличение количества онлайн-образования приведёт к его большей доступности и снижению цены».

Преподаватель с сомнением отнёсся к предложению выплатить студентам компенсацию за месяцы, проведённые на дистанционном обучении:

«В целом, я бы не поддержал такой вариант. Но я хочу сказать, что этого можно ожидать, что образование станет более доступным. И в экономическом отношении тоже».

Профсоюз – на стороне студентов

Нельзя в этой ситуации обойти вниманием и студентов. Поэтому мы связались с зампредседателя Российского профсоюза студентов Юрием Наконечным.

Юрий объяснил, что позицию руководства вуза понять можно. Деньги, которые вуз получает с «платников» идут на содержание самого вуза. И если снизить их оплату (или выплачивать какие-то компенсации), то придётся где-то искать выпадающие суммы. И, скорее всего, это будут деньги из бюджета.

Поэтому профсоюзный лидер одобрил идею студентов обратиться к главе региона. А вот ректорату, по мнению нашего собеседника, стоит жесткую позицию пересмотреть:

«Считаю, что ректорам, безусловно, надо пойти навстречу требованиям студентов, – сказал Наконечных. – И в этот непростой период студентов поддержать.

Эксперт напомнил, что русская мудрость гласит: «скупой платит дважды». И если не пойти навстречу «платникам» сегодня, то завтра можно остаться вообще без них:

«Платники», как никто другой понимают, за что они платят деньги. Тем более понимают их родители, которые чаще всего и являются «меценатами» своих чад. И если они понимают, что качество образования никакое, а платить приходится те же деньги, то они могут вспомнить старый слоган: «Если не видно разницы, зачем платить больше?».

«Поэтому возмущение студентов, я считаю, справедливо, а их требования на 100% обоснованные», – подчеркнул Наконечный.

Вузы стоят насмерть – никаких компенсаций

Президент Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов сам возглавляет вуз – он является ректором Российского Нового Университета.

«Администрация поступила абсолютно правильно», – ожидаемо ответил Зернов и рассказал, что дистанционное образование – сложное и затратное дело. Поэтому основная причина провала в качестве образования – неготовность вузов к такой модели обучения:

«Когда 14-15 лет назад дистант активно внедрялся, то он лицензировался. И всего было пять или шесть вузов, которые имели лицензию на проведение дистанта. Мы, в том числе, тоже имели эту лицензию. Но чтобы её получить, мы два с лишним года активно «пахали».

Собеседник объяснил, что сегодня дистанционное образование дороже обычного: «Нужно закупить оборудование для видеозаписи, а оно, как правило, лицензированное, и стоимость этих лицензий очень высокая. Аппаратура, пункты доступа, качественная запись контента – в общем, получается дороже от 25% до 50%».

Зернов добавил, что финансово оправданным для вуза дистантное образование становится при 5 000 студентов. А прибыльным – только если их больше 10 000.

Система образования – сама “двоечник”

Стоит заметить, что в нашей стране крайне высоко ценится высшее образование. Тридцать лет, прошедшие с развала СССР, когда образование было полностью бесплатным, никак не снизили желание россиян дать максимально хорошее образование своим детям.

Но за эти тридцать лет россияне также научились жить в условиях рынка. Один из предыдущих министров образования – Андрей Фурсенко – прямо заявлял:

«Сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».

И как мы можем видеть, с этой задачей современно образование справилось успешно. Потребители образования отлично усвоили урок, научились пользоваться своими правами.

Однако, как выясняется, сама система образования является с одной стороны «двоечником», а, с другой стороны – нерадивым педагогом. Вузовское руководство не хочет вести себя ни как организация по оказанию услуг, ни как учебный центр.

Стоит задуматься: может отправить такое руководство на переподготовку?

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!