test

Общество

В первый раз коронавирус поражает легкие, во время рецидива – сердечно-сосудистую систему, – интервью с доктором Эдигером

19 мая 2020, 13:01
Подробный разговор о механизмах развития COVID-19
19 мая 2020, 13:01 — Общественная служба новостей — ОСН

Коронавирус – заболевание загадочное, вернее, пока очень мало изученное. Клиническая картина все время меняется, то и дело медики сообщают о новых симптомах и рецидивах COVID-19. Что происходит во время рецидива, можно ли доверять ИФА и ПЦР-тестам в интервью Общественной службе новостей рассказал клинический фармаколог и патологоанатом, эксперт движения “Сильная Россия” Александр Эдигер. В последние годы специалист занимается исследовательскими проектами по разработке лекарств и методов лечения, в том числе и от коронавируса. А также проводит  консультации.

– Александр Владимирович, стала появляться информация о повторном заболевании коронавирусом. В течение какого периода у заболевших  формируется иммунитет к COVID-19?

– В классическом понимании инфекционно-вирусного процесса он должен сформироваться в течение хотя бы месяца. Иммуноглобулин Mg должен уже начать формироваться и показываться на тестах.

– В таком случае, пациентам необходимо делать еще и тест на антитела? Чтобы убедиться, что они здоровы?

– Любой пациент с исходом коронавирусного процесса помимо ПЦР-тестов на наличие коронавируса должен проходить тесты на иммуноглобулины М и G.

– Вы сказали, что иммунитет формируется в течение месяца. То есть все это время человек должен сидеть на карантине, чтобы не заразить других людей и самому не заразиться повторно? 

– Мы пытаемся сейчас определить средние сроки продолжительности самой болезни и продолжительности выхода из заболевания. Я осторожно предположу, что это месяц и еще месяц карантина. По истечение выхода из заболевания некоторые люди могут оставаться носителями вируса. Предположу, что это не менее 30% выздоровевших.

– То есть они потенциально опасны. И еще нужен, минимум, месяц карантина?

– Моя рекомендация – да.

– Когда у человека появились антитела, он продолжает быть опасным для других людей?

– Если выработалось достаточно иммуноглобулина G, то человек не заразен. Но надо продолжать смотреть тесты на ПЦР и антитела.

– Через какой период времени надо повторить тесты?

– Я полагаю, что через месяц после окончания заболевания.

– А если антитела выработались, то человек может выходить на работу? Или все равно должен пересидеть месяц дома?

– Моя рекомендация, которая сделана из опыта наблюдения за больными, – минимум месяц самого заболевания и месяц после, когда человек условно небезопасен.

– На прошлой неделе министр культуры Ольга Любимова заявила, что выздоровела от коронавируса. Хотя, по нашим подсчетам, прошло меньше двух недель. Могло ли такое быть?

– Можно заявлять все, что угодно. Но только инфекционист может судить о состоянии пациентки. Любимова должна получить жесткие рекомендации врача. Я не знаю коронавирусов, которыми можно переболеть за неделю.

[irp posts=”54692″ name=”Где сдать анализ на антитела к коронавирусу в Москве: дорого и только в одной лаборатории”]

– То есть Любимова потенциально опасна?

– Безусловно.

– Возвращаясь к тестам на антитела, насколько им можно доверять?

– ИФА-тесты очень чувствительны и великолепно показывают уровень антител. В отличие от ПЦР-тестов, которые могут быть ложноположительными и ложноотрицательными.

– Многие врачи как раз жаловались на ИФА-тесты. Вроде бы люди переболели, а тесты на иммунитет отрицательные.

– В том-то все дело, что люди не видят очевидного. Если человек переболел, но антитела не сформировались – то это удар набата. Все очень плохо, у него не сформировался иммунитет. Это значит, что вирус сделал “грязное дело”. У человека грубейший дефицит иммунитета. И такие случаи составляют, по моим предположениям, более 40%.  COVID-19, скорее всего, имеет крайне негативный параметр – далеко не всегда формирует устойчивый иммунитет.

[irp posts=”56388″ name=”«Зависшая пневмония»: врач рассказал, как выглядит изнутри бессимптомный коронавирус”]

– На сколько я знаю, вы консультируете больных COVID-19, отслеживаете картину болезни на всех этапах. В вашей практике были похожие случаи, когда возникал рецидив. Как это происходит, какова картина?

– Происходит “светлый период”, которые длится около 2 недель. А потом человек не понимает, что с ним происходит. Картина рецидива выглядит иначе. Если сначала коронавирус проходит в легочной форме, то вторая картина – сосудисто-кожная. Это я наблюдал уже в двух случаях.

– То есть легкие очищаются?

– На КТ великолепная динамика. А потом  человеку становится плохо. Поднимается температура, затем сыпь, сердцебиение и даже одышка. Но без легочной картины. Я бы назвал это сердечно-сосудистой картиной.

– Получается, удар по сердцу?

– Удар по сердцу человек получает в любом случае. Я придерживаюсь теории, что COVID-19 – в первую очередь, сердечно-сосудистая патология, а не легочная.

– Вы говорите: появилась сыпь. Это пятна от лопнувших капилляров или…

– Я видел сосудистые пятна. На кистях, стопах, пятна на бедрах и передней поверхности живота. Иногда они не исчезают даже при нажатии. То есть ситуация устойчивого застоя крови в подкожно-жировой клетчатке и коже.

– Это опасно?

– Это чрезвычайно опасно. Особенно если зона находится в поджелудочной железе, печени или, разумеется, в легких, это микротромбозы, микрокровоизлияния. И, самое главное, это может выключить часть органа из функционирования.

– Сосудистый рецидив более опасен, чем первая стадия?

– Он равнозначен. По материалам из Китая – еще более опасен, чем первые эпизоды. Но у меня лишь обрывочная информация из Китая.

– Но наблюдаемые вами пациенты выздоровели?

– Они прошли тяжелейшую терапию и выздоровели. Если бы они не обратились вовремя, то ситуации могла быть сложнее. Любой рецидив – признак неблагополучия. Нужно немедленно обращаться к врачу, желательно к специалисту по интенсивной терапии.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!