test

Делают за 7, продают за 30. Откуда власти берут дешёвые маски и почему продают в несколько раз дороже

28 мая 2020, 04:38
28 мая 2020, 04:38 — Общественная служба новостей — ОСН

В первые дни пандемии цена на одноразовые медицинские маски в аптеках взлетела с 5-10 рублей за штуку до 30, а в некоторых аптеках и вовсе до нескольких тысяч. Общественная служба новостей выяснила, как формируется цена на необходимый сегодня товар и почему власти покупают дешёвые маски, а в аптеках продают в несколько раз дороже.

В конце декабря в Китае обнаружили первый случай пневмонии неизвестного происхождения. Через месяц город был закрыт, а в середине февраля Национальная комиссия здравоохранения КНР сообщила, что присвоила вирусу название COVID-2019. Уже в январе власти России предприняли попытку не допустить распространения болезни, закрыв границы. В феврале началось постепенно введение карантинных мер в Москве, в последствии распространившееся по всем городам.

Полцарства за маску

Примерно в это же время цена на медицинские маски начала неуклонно расти, пока многие аптеки не справлялись с повышенным спросом — на их дверях висели листы A4 с сообщениями об отсутствии масок. В итоге, их средняя цена увеличилась в 5-6 раз. Сейчас за одну медицинскую маску, которую продают в аптеках регионов и городов федерального значения, просят 29-32 рубля. При этом себестоимость их производства разнится от 7 до 11 рублей.

tuapsevesti.ru

«Цена на маски завышена — это факт. Несколько месяцев назад они стоили несколько рублей, сейчас цена выросла в разы. Конечно, бизнес никаких законов не нарушает — это рынок, капитализм», — комментирует Общественной службе новостей врач-эпидемиолог, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке и бывший руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Он замечает, что обычная одноразовая маска выполняет свою защитную функцию всего два часа. Значит, на 8-часовую рабочую смену потребуется 3-4 маски и ещё две для того чтобы доехать на работу и вернуться с неё.

Дешевле только воздух

Но пока люди вынуждены тратить на маски десятки рублей, некоторые государственные учреждения и крупные компании, размещающие заказы на портале госзакупок, умудряются покупать крупные партии масок по цене в 2-3 рубля за штуку.

Так, например, подобная закупка Новосибирского метрополитена вызвала общественный резонанс — предприятие купило 50 тысяч масок за 150 тысяч рублей, а через месяц в кассах появились маски по цене в 32 рубля (превышающей закупочную цену в 10 раз).

Фото: «Российская газета»

Подобные закупки встречаются на государственном портале регулярно. При этом цена за одну штуку в одних документах может доходить до 28 рублей, а в других — всего до 2,05.

Комитет государственного заказа правительства Хабаровского края нашёл хирургические одноразовые маски по цене в 2,5 рубля. При этом в требованиях сказано, что маски должны закрывать нос и рот медицинского работника, защищать от попадания в дыхательные пути микроорганизмов в ходе хирургической операции или осмотра пациента. На закупку почти 50 тысяч масок собираются потратить всего 104 тысячи рублей.

В этот же день на сайте появилась другая закупка — городская поликлиника № 100 Санкт-Петербурга хочет купить 10 тысяч масок по цене 28 рублей за штуку. В требованиях отмечено, что маски должны быть гипоаллергенными, с высоким уровнем фильтрации и у поставщика должно быть регистрационное удостоверение на продукцию.

Аналогичная по требованиям к маскам закупка размещена и национальным медицинским исследовательским центром академика Мешалкина, принадлежащем Минздраву РФ. Центр планирует закупить 300 тысяч одноразовых масок и потратить на это более 6 миллионов рублей. Таким образом цена составит порядка 20 рублей за штуку.

Расходы производства

Как рассказал Общественной службе новостей источник, близкий к компании «УралПромМед», которая выпускает 15% всех медицинских масок в России, цена у производителей зависит от сырья и может отличаться на несколько рублей. Однако, говорит источник, производители стараются придерживаться цены, рекомендованной Росздравнадзором — в пределах 7-11 рублей.

«Судя по всем источникам, даже ввозная стоимость масок из Китая колеблется в районе 21 рубля за штуку. Дешёвые маски, [которые закупаются госорганами], сделаны из вторсырья, а не из качественного нетканного материала. Скорее всего это контрафактная продукция. Есть очень много масок из Китая низкого сорта, которые переупаковывают под качественных российских производителей. Рынок разный. Здесь нужно видеть маску, чтобы понять из чего она изготовлена», — замечает собеседник.

[maxslider id=”61579″]

О цене в 7 рублей говорит и учредитель компании «ФЭСТ» (компания занимается выпуском автомобильных аптечек и медицинских нестерильных масок. — Прим. ред.) Владимир Михайлов.

Всего в России, по данным сайта «О заводах», сейчас функционирует 34 предприятия, производящих медицинские маски. При этом, около 36% производит компания ООО «КИТ», которую недавно приобрело правительство Москвы.

Лишь бы защищали

Как объяснил доктор медицинских наук, депутат Госдумы Борис Менделевич, основное различие в цене происходит из-за требований к производству масок. Так, например, аптеки и медицинские учреждения имеют право заказывать только ту продукцию, которая имеет регистрационное удостоверение, то есть прошла клинические и технические испытания. Такие маски сделаны специально, чтобы защищать носителя от попадания в организм инфекций и вирусов.

«Существуют медицинские маски как изделия медицинского назначения, а существуют маски кустарного производства. Их ещё называют гигиенического. В чём отличие? Все маски производятся по ГОСТам или техническим условиям.  Медицинские маски направлены как раз на то, чтобы максимально преградить путь прохождения через них бактерий и вирусов. Поэтому, конечно же, если выбирать из двух, я бы советовал выбирать медицинскую маску. С другой стороны понятно, что в условиях максимальной потребности, естественно, невозможно обеспечить весь мир на данный момент. Поэтому было разрешено [людям] применять гигиенические маски», — рассказывает депутат.

Невозможно обеспечить весь мир масками в данный момент

blockquote

Ещё в начале апреля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщала изданию «Коммерсантъ», что правительство Российской федерации планирует в ближайшее время разрешить производить маски без получения удостоверения. В конце того же месяца Минздрав разрешил аптекам реализовывать гигиенические маски — они должны соответствовать техническим условиям, но их не нужно регистрировать.

Нарушение режима самоизоляции
Фото: samara.kp.ru

Как сообщили Общественной службе новостей в центре сертификации РОССГР, на получение регистрационного удостоверения нужно потратить примерно 800 тысяч рублей. Точная сумма зависит от класса риска изделия, готовности документов, сложности клинических испытаний и ещё нескольких факторов. В связи с пандемией срок изготовления удостоверения сократили до 5 дней.

В центре подчеркнули, что с начала года не было резкого прироста желающих получить регистрационный документ — за последние месяцы о своём желании заявили всего около 20 компаний.

«На самом деле вопрос даже не в сертификации. Вопрос в безопасности. Если сертификацию и оставлять, то только с одним условием — удостоверение должно подтверждать, что данная маска действительно защищает от проникновения через неё бактерий и вирусов. Всё остальное — не так важно. Не важна форма, материал, из которого сделана маска. Важны, конечно, слои, но главное — это безопасность», — говорит Менделевич.

Маски есть, но нужно больше

В сложившейся ситуации, когда каждый день в стране заболевает по 9 тысяч человек, поставщики сохранили прежние цены для медицинских учреждений Москвы, говорит главврач стоматологической поликлиники №62 Татьяна Новоземцева.

«Что касается закупок: медицинским организациям предприятия, специализирующиеся на производстве масок, чётко продают по тем же ценам, по которым и продавали. Мы покупаем по тем же ценам, по которым нам и продавали [до начала пандемии]: <…> от 14 до 20 рублей за маску. Может на три копейки цена поднялась, но я даже не считаю это за повышение. Не могу сказать это было собственное желание [компаний] или что-то другое — не ко мне вопрос. Причём приоритет в поставке имеют именно медицинские организации», — объяснила она.

Медицинским организациям предприятия не стали повышать цены

blockquote

Новоземцева замечает, что не слышала об остром дефиците масок в Южном округе Москвы, но допускает, что в аптеках их может не хватать. Она рассказала, что встречала в продаже китайские маски, цена на которые доходила до двух тысяч рублей за штуку.

«Я не могу сказать, что масок нам поставляют сразу много — нет. Условно говоря: нам нужно 300 тысяч на месяц (на самом деле потребность больше), так вот эти 300 тысяч нам разбивают на четыре недели и раз в неделю нам приходит партия. Я думаю, что таким образом потребность острая в масках решена. Но, по-крайней мере, я точно знаю, что другим компаниям, не медицинским, производители не отгружают средства защиты в таком объёме и в первую очередь», — резюмирует главврач.

Закупленные поликлиникой маски использует не только персонал, но и те посетители, что пришли без средств защиты.

Нужно реформировать систему

Депутат Госдумы Борис Менделевич признаёт, сейчас процесс получения удостоверения может затягиваться — исследования, их подтверждение и подача документов требует времени.

«Можно, наверное, отменить эту обязательную процедуру, но при этом требовать, чтобы все производители, которые делают данные маски без регистрации должны следовать ГОСТам и техническим условиям. То есть действовать наоборот: регистрации обязательной нет, но Росздравнадзор может в любой момент взять партию и проверить её. Наверное, можно пойти таким путём», — размышляет депутат.

Можно отменить процедуру регистрации и обязать соблюдать ГОСТы и технические условия

blockquote

Власти страны знают о проблеме, которая мешает нормально функционировать поставщикам лекарств и медицинских изделий, говорит Менделевич.

«Буквально недавно у нас проходил правительственный час с Министром Здравоохранения. Мы видим, что эту область нам нужно реформировать — есть жалобы со стороны производителей, есть и ситуации, когда регистрация затягивается. Конечно же, мы будем в дальнейшем выходить с предложениями о реформировании вообще всей системы регистрации, но всё это мы будем делать только после конца эпидемии. Сейчас перед нами стоят другие задачи», — Борис Менделевич.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!