test

Нарина Багдасарян: Карантин показал неготовность школьного образования к работе в период кризиса

Нарина Багдасарян,
руководитель онлайн школы иностранных языков Alfa School
6 мая 2020, 16:24
6 мая 2020, 16:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Перевод школ и вузов на дистанционную форму обучения стал серьезным испытанием не только для родителей и самих учеников и студентов, но и для всей системы российского образования. Ситуация, когда не нужно тратить время на дорогу до школы, конфликты с одноклассниками и другие отвлекающие факторы, оказалась совсем не такой привлекательной, когда к ней добавились неумение многих учителей работать в режиме онлайн, отсутствие единой технологической платформы для обучения по всей стране, или хотя по отдельному региону, проблемы технического характера у детей (нет интернета, не хватает ноутбуков, мешают братья и сестры, или даже сами родители). В результате надежды на цифровое образование стремительно развеялись и им на смену пришли разочарование и озлобление со стороны общества.

О причинах произошедшего рассуждать бессмысленно – они очевидны: низкий технический уровень большинства семей и школ, неспособность системы работать в режиме кризиса, отсутствие ориентации на конечный результат, а не на процесс. Важнее сейчас ответить на вопрос – какие последствия этот негативный опыт будет иметь для сферы российского образования после окончания карантина?

Вывод №1. Дистанционное или онлайн-образование – это не суррогат классического образования, не имитация его, а всего лишь одна из форм обучения. И линейной системы перевода из оффлайн обучения к онлайн не существует. Если ваш преподаватель просто читает вам лекцию по Skype, это не онлайн-образование, это просто лекция по Skype. Как и отправка домашних заданий по электронной почте, контрольные в Zoom, во время которых нельзя отводить глаза от камеры и прятать руки, и другие форматы взаимодействия между преподавателями и учащимися, которые мы увидели в течение этих месяцев.

Дистанционное образование подразумевает разработку методик, специфических средств и форм обучения, которые должны включать не только формат живого общения, но и хранение и передачу данных по защищенным каналам, систематизацию и анализ результатов обучения для подготовки выводов и рекомендаций. Проще говоря, мало прочитать школьнику урок по Skype или ZOOM, нужно подготовить ему контрольные задания, ответы на которые нельзя будет найти в интернете, и которые будет удобно выполнять и проверять.

Весь массив информации по конкретному предмету должен храниться таким образом, чтобы школьник мог всегда к нему вернуться, прочитать конкретный параграф или тему, вспомнить забытое. Результаты обучения – оценки, замечания, прогресс-регресс – тоже должны быть систематизированы, чтобы и преподаватель, и ученик или его родители могли сделать вывод об эффективности обучения. Без этих разработок система школьного и вузовского образования при каждом последующем кризисе рискует превратиться в отмирающую реальность.

Вывод №2. Качественное образование смогут получить только мотивированные школьники и студенты. Удержать внимание при удаленном или дистанционном обучении можно только, если вашему ученику действительно интересно. Естественным образом приобретенная мотивация у школьников – явление редкое. Значит, она должна вырабатываться через специфические методы преподавания (смотрите пункт 1). Пусть даже через ту же самую, навязшую в зубах геймификацию. Но когда мы говорим о мотивации и включенности в процесс обучения, стоит наверное все-таки разделить студентов и школьников на две разные аудитории.

Как пишет ТГ-канал «Научно-образовательная политика», опрос у коллег из Незыгаря поднимает важную тему, но правильнее все же разделять аудитории – школьников и студентов. Вместе с тем, ответ по студентам уже известен.

«Неделю назад мы задали этот же вопрос ректорам более 130 университетов с числом студентов около 450 000 человек. Во всех университетах отмечено увеличение интереса студентов к учебному процессу и улучшение посещаемости занятий в среднем на 10% в сравнении с докоронавирусным периодом. Это обусловлено тем, что обучение дистанционно студенты воспринимают как часть близкой субкультуры, включающей проведение большого количества времени в социальных сетях и мессенджерах.

В то же время, среди школьников и родителей детей закономерно более критическое отношение к обучению в дистанционной форме. Во многом это обусловлено тем, что родители в период карантина стали для своих детей «домашними учителями». Многие взрослые психологически оказались не готовы к резкому увеличению нагрузки, особенно в семьях, где есть двое и более школьников. Также имеет место быть и банальная неготовность систем образования отдельных регионов к обучению в дистанционном формате, в результате чего дети (в первую очередь, младших классов) банально находятся на каникулах», – пишет ТГ-канал.

Вывод №3. В случае повторения или продления карантина на неопределенное время обычные среднестатические школы впервые окажутся в ситуации, когда им придется конкурировать за учеников. Если раньше считалось, что школа в деревне должна быть, потому что иначе деревня вымрет, а проще всего отдать ребенка в ту школу, до которой ходить можно, не переходя транспортные магистрали, то теперь возникла почти полная аналогия с коммерческим онлайн-образованием. Учиться в престижном московском или питерском лицее или гимназии можно даже если ты живешь в маленьком селе в Приморье или Забайкалье. Лишь бы интернет был помощнее и знания были соответствующие.

Карантин показал, что судьба обучения школьника или студента прежде всего в его собственных руках

blockquote

Школьники потянутся к школам, лицеям, гимназиям, которые смогут более качественно организовать обучение, а не к тем, которые ближе к месту жительства. Да, произойдет серьезный перекос нагрузок – в провинциальных школах в классах останется по 5-10 человек, а в тех общеобразовательных учреждениях, которые будут пользоваться спросом, – в классе будет больше стандартных 30-40 учеников. Для преподавателей же эта ситуация, в отличие от учеников, может сложиться не в лучшую сторону. С того момента, как учителя физики или химии можно будет взять из региона, за оплату в 2 раза меньше столичной, при равной квалификации, столичная прописка и место проживание перестанут быть дополнительными плюсами при приеме на работу. Но, правда, этот пункт имеет право на жизнь при условии, если на законодательном уровне можно будет учиться не по месту жительства/регистрации, а по выбору.

Прежде всего карантин показал, что судьба обучения школьника или студента прежде всего в его собственных руках, при скромной (или не очень) помощи родителей. Ни государство в целом как система, ни преподаватели оказались беспомощными перед этими вызовами.

Многие родители были вынуждены посмотреть в глаза реальной ситуации: учиться сложно, школа это не место, куда можно отправить ребенка и забыть о его существовании, пусть его учат и воспитывают, а образование просто как итоговая бумага после 9 или 11 лет не имеет абсолютной ценности, и может быть применимо только в комплекте со знаниями. Учиться просто как способ времяпрепровождения больше не имеет смысла – слишком сложно и хлопотно.

Значит изменения будут с обеих сторон – и образовательные учреждения выживут только самые стойкие и эффективные, и обучение продолжат только те, кому это реально нужно. Такие вот выводы о новой реальности, которая, возможно, нас ждет…

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!