test
Общество
4 марта 2022, 13:47

Сырья осталось на пару месяцев: Аналитик Чантурия рассказал, на сколько подорожают чай и кофе

4 марта 2022, 13:47
4 марта 2022, 13:47 — Общественная служба новостей — ОСН

Чай и кофе, без которых россияне не представляют своей жизни, ждет подорожание. Это связано с колебанием курса валют и общей геополитической ситуацией, затрудняющей поставки. Сырья у российских производителей осталось еще на пару месяцев. А далее потребители столкнутся с повышением цен. Менее всего подорожает эконом-продукция, рассказал Общественной службе новостей гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.

«Премиальная продукция подорожает достаточно серьезно, но потребители готовы платить за качество. Потребители с высокими доходами лояльны к стоимости. Скорее всего подорожает средний ценовой сегмент. А в эконом-сегменте изменение цен будет не так чувствительно и заметно. На качестве продукции ситуация не скажется. Внутренне содержимое производители стараются не менять, экономя на упаковке и рекламе. Но качественный чай с каждым годом становится дороже», − дал прогноз специалист.

В целом ситуация на рынке чайной и кофейной продукции напряженная. Рост доллара и геополитическая обстановка сильно влияют на положение производитей, работающих с импортным сырьем.

«Российские предприятия еще имеют запас сырья чая и кофе и какое-то время смогут обеспечить бесперебойность поставок. Примерно месяц-два. Но возникает проблема с поставками сырья по морю – они идут в основном через северо-западные порты (Санкт-Петербург) и частично через Черное море. Из-за геополитической ситуации возникли технические проблемы. Что-то приходит, что-то застревает в промежуточных портах.

Но главная проблема в том, что курс доллара растет, а чайное и кофейное сырье привязано к курсу. И если раньше формат подразумевал отсрочку платежей на каждой стадии: поставщики отдавали сырье, производители-переработчики расфасовывали и передавали без предоплаты в розничные каналы. И после продажи розница переводила средства производителю, а он поставщикам сырья. Но сегодня поставщики в странах приостанавливают отгрузку без предоплаты», – назвал основные проблемы Рамаз Чантурия.

Ассоциации «Росчайкофе» работает над организацией бесперебойности поставок сырья и с технической, и с финансовой стороны. Параллельно с этим стоит адекватного ценообразования внутри страны. Сетевые магазины неохотно идут на повышение стоимости чайной и кофейной продукции.

«Но если производителям не дадут возможности поставлять продукцию по адекватным ценам, учитывая подорожание сырья, это ударит по компаниям. Конечно, стоит поддерживать социальное спокойствие, чтобы на населении не сказались колебания цен. Но когда касается продукции из импортного сырья, совсем не трогать стоимость невозможно», – посетовал глава ассоциации «Росчайкофе».

К счастью, цены вырастут не кардинально, так как расфасовка и упаковка сырья проходит на российской территории. Но если не поднимать отпускные цены, то у производителей через месяц возникнут проблемы с оборотным капиталом, подчеркнул Рамаз Чентурия.

«Они получат платежи от розницы и должны выплатить отсрочку и купить сырье, а курс валюты изменился. Иначе через пару месяцев мы столкнемся с дефицитом. Точный процент подорожания сказать нельзя, так как у всех компаний разные планы по увеличению отпускных цен. Кто-то повышает на 5%, кто-то на 10%. В зависимости от того, в каком сегменте продается продукция: премиальный, мейнстрим или эконом», – пояснил специалист.

Производители делят потребителей на три сегмента. Первый – покупатели с высоким доходом, которые не обращают внимание на цену. Как бы ни подорожали любимые марки и сорта чая и кофе, они все равно будет их покупать ради качества продукта. Среднеценовой сегмент – у людей есть стабильные доходы и есть возможность выбирать соотношение цены-качества. В третьей категории население с низким доходом, которые ориентируются исключительно на цену. Такие потребители выбирают самый дешевый продукт, который находят на полках магазинов.

В ответ на это поведение потребителей формируется предложение. У большинства компаний есть, как правило, несколько брендов, направленных на разные категории потребителей.

«Подорожание в эконом-сегменте может привести к отказу от покупки, поэтому с высокой вероятностью все компании будут стремиться, чтобы повышение цен в этом сегменте было незначительным. В средне-ценовой категории изменение стоимости в процентном соотношении будет немного выше, но ниже, чем в премиальном сегменте. Элитные сорта чая подорожают, но сохранится ли ассортимент – зависит от спроса. С большей долей вероятности премиум сорта на рынке останутся, но по очень высокой цене», – резюмировал глава ассоциации «Росчайкофе».

Ранее специалисты назвали самый опасный напиток и объяснили, почему рисковано пить кофе во время переговоров.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!