Система школьного питания России оказалась не готова к работе в режиме карантина – исследование

30 апреля 2020, 11:52
30 апреля 2020, 11:52 — Общественная служба новостей — ОСН

АНО «Институт отраслевого питания» совместно с Бюро расследований ОНФ и при участии АНО «За школьное питание» презентовали пилотный аналитический обзор «Продуктовые наборы вместо обеда в столовой. Готова ли система школьного питания держать «коронавирусный удар»?».

По словам президента АНО «Институт отраслевого питания» Владимира Чернигова, «развитие ситуации с пандемией коронавируса COVID-19 уже сегодня позволяет предположить, что при пессимистическом развитии ситуации и возможной второй волне пандемии школьные продуктовые наборы (ШПН), в просторечии – школьные пайки, могут стать не одноразовой мерой, а постоянной формой продовольственной помощи для школьников. В частности, велика вероятность того, что выдача ШПН продолжится до конца текущего учебного года. Также не исключено, что ШПН, как мера социальной поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья сохранится на период летних каникул в связи с ухудшением экономической и социальной ситуации в стране. Нельзя отрицать возможность продления действия этого проекта и в новом учебном году, который начнется 1 сентября2020 года. В отдельных регионах и муниципалитетах, где к тому времени сохранится неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная с коронавирусом COVID-19. Практика формирования ШПН очень разнится в разных регионах и даже в отдельных муниципальных образованиях одного региона. Это вызывает закономерные сомнения и критику со стороны общественности и средств массовой информации. Вышеизложенное требует принципиального иного подхода к ШПН. Они должны рассматриваться как новая, непривычная, но совершенно равноправная с другими форма школьного питания. Форма, на которую распространяются все действующие в Российской Федерации законы и иные нормативно-правовые акты».

Обзор основан на анализе СМИ и социальных сетей. Там, где найти публикации не удалось, специалистами проверены открытые источники – официальные сайты органов власти и местные новостные ресурсы. Таким образом, отправными данными для анализа послужила только информация, подтвержденная ссылками на её источник. На её основе экспертами были сделаны выводы об общем положении дел, допущенных ошибках и положительных практиках. Но что гораздо важнее, даны рекомендации как повысить эффективность такой формы социальной поддержки населения при различных сценариях развития ситуации.

Перевод школьников на дистанционное обучение сопровождался взрывным ростом упоминаний тематики ШПН в средствах массовой информации и социальных сетях. За период с 15 марта – 15 апреля 2020 г. (данные информационно-аналитической системы «Медиалогия») российские СМИ опубликовали более 53 тыс. сообщений (около 32 тыс. оригинальных) на тему обеспечения продуктовыми наборами льготных категорий детей и организации школьного питания в целом. Тема получила широкое распространение также и в социальных сетях – интерес к ней проявили более 301 тыс. пользователей.

По мнению Владимира Чернигова, «традиционная и социально значимая тема школьного питания в период карантина приобрела новое звучание. Поскольку ШПН раздавались по инициативе региональных и муниципальных властей, неудивительно, что наибольшее количество публикаций появилось именно в региональной прессе. В основном журналисты просто фиксировали факт раздачи ШПН – что входило в их состав, какого качества, как реагировали родители. Практически никто не смог проанализировать нормативную базу выдачи ШПН. И даже в критических публикациях авторы не пытались разобраться, почему не сработала системы выдачи ШПН, а скорее говорили об общем неудовольствии».

«Темой обеспечения качественного питания в детсадах, школах и медучреждениях эксперты Общероссийского народного фронта занимаются уже несколько лет. По итогам опроса о качестве питания, проведенного в конце 2018 года, в среднем по стране треть респондентов негативно отозвались о качестве оказания услуги питания. В опросе приняли участие 50 тыс. человек. Одна из основных проблем – отсутствие полноценного контроля и ответственных за питание. Фактически директор школы, помимо выполнения непосредственных обязанностей по организации учебного процесса, должен был разбираться в госзакупках и организовывать контроль качества питания», – отмечает координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы РФ Антон Гетта. По его словам, «для этого уже запущен открытый всероссийский опрос о качестве школьных продуктовых наборов. Мы выясняем имеют ли продукты в наборе стандартную маркировку с указанием их срока годности и производителя, ассортимент продуктовых наборов в регионах, их отличия, содержат ли они основные группы продуктов первой необходимости и так далее. К концу мая мы ожидаем получить серьезную обратную связь, увидеть наглядную картину по ситуации с обеспечением ШПН в регионах. Но уже сегодня очевидно, что, по аналогии с горячим питанием, контроль качества школьных продуктовых наборов должен быть на уровне муниципалитетов и органов местного самоуправления. Кроме того, образовательные организации должны размещать на своих официальных сайтах информацию об условиях организации питания детей, в том числе публиковать ежедневное меню, однако аналогичной информации по продуктовым наборам там нет (так как таковая обязанность отсутствует). Все это – поле для законодательной корректировки, которой мы обязательно займемся. Никто не знает, сколько может продлиться непростая ситуация с распространением коронавирусной инфекции в России и мире, поэтому данная работа крайне своевременная и актуальная».

Выборочный анализ основных вопросов нормативного регулирования выдачи ШПН по данным 13 субъектов Российской Федерации показал практически полное отсутствие регулирования на уровне субъектов РФ и недостаточность такого регулирования на муниципальном уровне. Из основных вопросов решены только вопросы определения даты начала обеспечения ШПН и нормативного закрепления категорий школьников по их выдачи (как правило, категориям, для которых ранее определена льгота по бесплатному горячему питанию). Основной вопрос (и для размещения заказов, и для информирования родителей) об установлении состава наборов решен только на уровне 2 субъектов. Только 5 муниципальных образований решили указанный вопрос самостоятельно при отсутствии регулирования на уровне субъекта. И только в 4 муниципальных образованиях и в единичных субъектах порядок и результаты размещения заказов на поставку школьных наборов отражены на официальных сайтах.

Как говорит Наталья Петрова, вице-президент АНО «Институт отраслевого питания», начальник Управления социального питания Санкт-Петербурга – 2005-2019 гг., «ранее мы не сталкивались с такой масштабной чрезвычайной ситуацией, какой сейчас стала пандемия. Да, были отдельные инциденты, люди оказывались в трудной жизненной ситуации, но такое у нас впервые. Раньше мы меняли обычное питание на ШПН, к примеру, если в загородных лагерях отключалось электричество, не работала техника – холодильники, плиты. Или дети ехали на экскурсию или в поход, и конечно не могли с собой брать суп, котлеты, пюре. Но вот мы столкнулись с необходимостью предусмотреть, разработать на федеральном уровне нормы законодательства, которые описывают процедуру раздачи таких пайков. А пока я убеждена, что раздача таких пайков – это отличная инициатива. В Петербурге и области очень хорошие наборы, составлены грамотно. Люди очень благодарны. Мнения очень разные, но в целом благодарны».

Анализ подтверждает хорошо известный факт, что фактически выделяемое финансирование на школьное питание в субъектах РФ значительно отличается. Это происходит потому, что на федеральном уровне не установлены ни перечень льготных категорий детей, ни обязательные требования к норме питания. Исключением является финансирование питания детей с ОВЗ, общее число которых невелико. Их питание должно быть 2-х разовым и организованным по установленным нормам – это не менее 60% от нормы (что и выполняется в представленных субъектах РФ). Стоимость наборов для детей из малообеспеченных семей отличается более существенно. В отдельных субъектах РФ даже не соблюдается требование, что при одноразовом питании в школе дети должны получать не менее 30% от дневной нормы питания.

Различия между ШПН обусловлены прежде всего уровнем влияния регулятора в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации. Первый тип различий – по составу и качеству наборов при одной и той же сумме выделяемых средств. Например, Ярославская область (в этом регионе объемы, качество, ассортимент, упаковка – все определяют исполнители услуг). Соответственно, разные по цене и ассортименту и наборы для детей одного субъекта РФ.

Второй тип отличий – по выделяемой сумме на ШПН. Например, бюджет Саратовской области выделяет 20 руб. в сутки на ребенка, остальное по возможности доплачивают муниципалитеты. Возможности у муниципалитетов разные, в итоге из расчета на сутки получаются следующие суммы: Саратов – более 40 руб., Аткарск – 27 руб., Энгельс – 20 руб.

Как отмечает Сергей Маслов, вице-президент АНО «Институт отраслевого питания», «что входит в состав ШПН, кто принял такое решение, как осуществляется выдача, наличие контроля качества выдаваемых продуктов? Анализ собранных данных только подтверждает постулат об отсутствии федерального нормативно-правового регулирования отрасли. На уровне субъектов можно сделать краткий вывод – там, где существует системный подход к организации школьного питания, там и состав ШПН продуман, и решение об их выдаче принято своевременно и без проволочек, и контроль за качеством продуктов при их приеме от поставщиков и комплектовании продуктовых наборов осуществляется в установленном порядке. Несомненно, надо форсировать создание НПА школьного питания, тем более, что основа для этого есть – ФЗ-47. И не забыть включить в нормативную базу порядок обеспечения обучающихся при чрезвычайных ситуациях, таких, например, как нынешняя».

По словам эксперта, «концепцией внутренней продовольственной помощи РФ, которая была принята в 2014 году, выдача продуктовых наборов не рассматривается как мера социальной поддержки. Причина – отсутствие документов, описывающих порядок выдачи таких наборов. Нынешний карантин не имеет аналогов в новейшей истории России, и он актуализировал необходимость продовольственной помощи, в том числе и для школьников льготных категорий. Но с 1 сентября 2020 года все младшие школьники в стране должны будут получать горячее бесплатное питание. После окончания пандемии будут все равно возникать необходимость объявления локальных карантинов из-за гриппа, других болезней. Значит, в законодательстве должна быть предусмотрена система формирования и раздачи ШПН для таких случаев. А в закон о горячем школьном питании нужно внести поправки, которые позволят и после 1 сентября в случае необходимости кормить детей не только при обучении в школах».

Что показал обзор публикаций о предоставлении школьных продуктовых наборов (ШПН) в целом?

Система школьного питания РФ не готова в полной мере гибко реагировать на резкие изменения ситуации и новые задачи:

Как отметил по итогам проведения Рабочей группы по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Геннадий Онищенко, «за всю историю организации питания в школах, … (оно) впервые будет финансироваться из федерального бюджета». Этот важнейший для социальной поддержки населения проект, уже получивший название «президентский завтрак», стартует 1 сентября 2020 года. И регионы уже были готовы рапортовать о своей готовности, но пандемия и карантин как чрезвычайные обстоятельства показали – система школьного питания не готова к гибко перестраиваться, она с трудом выдержала даже первые недели работы в нестандартных обстоятельствах.

Кризисные явления обострили проблемы и противоречия, об исправлении которых много лет говорят эксперты и сама отрасль:

Важным условием выделения федеральных средств является наличие региональной (муниципальной) программы по созданию полноценной системы школьного питания. Что в нее должно входить? Прежде всего, нормы питания – сколько и каких продуктов должно быть в тарелке у младшеклассника на завтрак. Кроме этого, нужны так называемые нормы замены – можно ли заменить мясо на курицу, сливочное масло на молоко, как часто и в каких пропорциях?

Следующий раздел – нормы оборудования школьных столовых. В законодательстве указано, что с 1 сентября должны кормить все школы, которые готовы к этому. Но что считать и как оценивать готовность? Когда будут разработаны необходимые нормы, то появится возможность оценить финансовые потребности каждого региона для запуска проекта и вплоть до 2023 года, опираясь на точные расчеты, а не на предположения. В нынешней сложной экономической ситуации это крайне важно.

И безусловно, сегодня как никогда необходимо широкое привлечение местных сельхозпроизводителей к поставкам в сферу школьного питания.

ШПН является важной мерой социальной поддержки семей с детьми. Учитывая сложную экономическую ситуацию, должны быть отработаны все механизмы ШПН для их дальнейшего применения:

Учеными рассматриваются самые различные сценарии развития пандемии в России и в мире. Их вероятность зависит от множества факторов, но прежде всего они отличаются сроками возвращения общества и экономики к обычному образу жизни. По самым негативным оценкам, мы должны быть готовыми и ко второй волне эпидемии. Что из этого следует? Во-первых – ухудшение социально-экономической ситуации и падение уровня жизни населения в России. Во-вторых – возможное продолжение дистанционного обучения в школах регионов, где сохранится угроза распространения инфекции. В таких случаях ШПН при грамотной организации их выдачи могут серьезно улучшить качество жизни детей как самой незащищенной и социально уязвимой категории.

Без изменений системы школьного питания возрастает риск неисполнения Поручений Президента России и Федерального закона о предоставлении горячего бесплатного питания младшим школьникам с 1 сентября 2020 г.

По данным Роспотребнадзора к старту «президентского завтрака» полностью готовы 18 регионов, еще 39 субъектов РФ могут обеспечить горячим питанием младшие классы, если до 1 сентября приведут в порядок столовые и пищеблоки. В 27 субъектах РФ сегодня работают 462 школы, где не созданы условия для организации питания детей. Прежде всего из-за отсутствия пищеблоков и плохого состояния материально-технической базы.

Выступая перед журналистами после заседания рабочей группы, Геннадий Онищенко сообщил, что «несмотря на то, что мы сейчас находимся в непростой эпидемиологической ситуации, мы должны помнить, что с 1 сентября 7 млн. детей, которые учатся с 1 по 4 класс, из 16 млн. которые есть в нашей стране, должны получать бюджетные деньги на питание». Чиновник отметил, что «к сожалению, не во всех регионах эта инфраструктура создана. По нашим подсчетам, около в 400 школах по всей стране нет возможности организовать такое питание. Но тем не менее, с 1 сентября подавляющее большинство начальной школы будет уже будет охвачено реализацией этого очень важного и очень своевременного закона».

Перевод на дистанционное обучение остановил деятельность компаний-операторов школьного питания. Надо использовать этот момент для комплексной ревизии инфраструктуры школьных столовых и разработки достоверных и полных «дорожных карт» по её совершенствованию.

По данным АНО «Институт отраслевого питания», именно износ основного технологического оборудования столовых оказался самой распространённой проблемой при организации горячего питания. Так, власти Тюменской области сообщили, что регион испытывает сложности с выделением средств на переоснащение. Владимирская область также признала необходимость в ремонте и модернизации пищеблоков в зданиях образовательных организаций. Не сможет выделить средства на модернизацию техники и Ростовская область. Сложная ситуация в Смоленской, Омской областях и Адыгее, где готовность региона к запуску проекта горячего питания, согласно ответам самих администраций, оценивается только в 40%.

Ближайшие четыре месяца до 1 сентября должны быть использованы не только для анализа, какие школы и какие регионы нуждаются в модернизации столовых и пищеблоков, но и для разработки нормативов – как должна быть оборудована школа для организации горячего и полезного питания. Только на основе этого анализа можно будет оценить стоимость этих работ.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.