test

Народ в бессильной ярости, власть в растерянности – экономист Кобяков о признаках «Перестройки-2»

15 февраля 2022, 21:47
Андрей Кобяков
Андрей Кобяков. Фото: коллаж ОСН
15 февраля 2022, 21:47 — Общественная служба новостей — ОСН

Россия сегодня находится в сложном положении. Кажется, что всё спокойно. А если где-то вдруг появляется неспокойствие, то с этим может справиться Росгвардия или усиленная пропаганда.

Однако, по мнению экономиста и публицист Андрея Кобякова, который долгие годы является экспертом и членом Московского экономического форума, такое видимое спокойствие таит в себе огромную опасность. О том, что вызывает у него беспокойство, Кобяков рассказал 3 февраля на заседании клуба «Улица правды», где присутствовал корреспондент Общественной службы новостей.

(прим. ред. Фрустрация – психическое состояние, которое возникает у человека, когда он не может достичь того, что считает достижимым. Проявляется сильным эмоциональным фоном, окрашенным тревогой, раздражением и отчаянием. В состоянии фрустрации человек продолжает действовать, этим оно отличается от разочарования. В качестве управляющей метафоры подходит «бессильная ярость»).

Опасная фрустрация

«Один из признаков того, что Россия движется по негативному сценарию – это резкое повышение уровня фрустрированности общества, которое ведёт к социальной нестабильности. Даже такой внешне стабильный Казахстан показал, насколько быстро всё может происходить, насколько неожиданными могут быть процессы.

Фрустрированность была и в 90-е годы, но это не в счёт, потому что тогда был некий шок. 2000-е мы прожили в очень благоприятных условиях роста нефтяной конъюнктуры: более чем 10-кратный рост цен на нефть создавал некую иллюзию процветания.

А дальше – 10 лет (даже больше, почти 15 лет) мы находимся на одном месте, топчемся в этой точке. И я замечу, что если первые годы население всё ещё испытывало какие-то надежды, то все последние опросы показывают крайний уровень фрустрированности общества.

Люди фрустрировны и системой распределительных отношений, и бездействием власти, и её неэффективностью. Уровень доверия к власти приближается к критическим показателям, за которым (можно ожидать крах – прим. ред.).

Угроза «Перестройки №2»

«Ликовать тут нечего. Возможно, какие-то революционеры, или люди, не испытавшие на собственной шкуре «Перестройку», могут возлагать на это какие-то надежды. Но я прекрасно знаю, что слом, очередной срыв в «Перестройку №2», к которой мы продвигаемся семимильными шагами, делаем её неизбежной, это будет большая трагедия для России.

В предыдущей «Перестройке» мы потеряли большую страну под названием Советский Союз. Что мы потеряем в «Перестройке. Модель №2» – даже не хочется фантазировать.

Когда мы с Маринэ Восканян писали книгу «Социальный консерватизм», то оценивали вероятностные возможности различных сценариев. По нашим предположениям более возможным был инерционный сценарий, когда Россия просто постепенно теряет свои позиции в мировой экономике. А вероятность негативного сценария, срыв в ускоренную деградацию, нами оценивался в 10-15%.

Теперь наши оценки изменились совершенно. И они изменились не потому, что мы стали по-другому смотреть на происходящие вещи. А потому что последние два-три года ускорили многие процессы. Причем, именно процессы деградационного характера».

Власть в растерянности

«Истерические попытки власть предержащих «запрещать!», «не пущать!», вводить как можно больше каких-то рестрикционных* мер, пугать – это показатель слабости, а не силы. Это демонстрация растерянности. И это ни к чему хорошему не приведёт.

(прим. ред. *Рестрикции — ограничения)

Это не значит, что надо бездействовать против каких-то откровенных угроз, которые очевидно существуют. Но, как известно из того же здравоохранения, лучше заняться профилактикой болезни, чем прибегать впоследствии к хирургическим методам.

То, как у нас в стране всё идёт и развивается, к сожалению, не прибавляет оптимизма».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!