test

Мнения

Георгий Малинецкий: Наука СССР до сих пор служит обороне России – к 100-летию автора советских лазеров

Георгий МАЛИНЕЦКИЙ
доктор физико-математических наук, действительный член Академии военный наук, профессор
31 января 2022, 08:40
31 января 2022, 08:40 — Общественная служба новостей — ОСН

Три года назад, на совещании по военной тематике в Сочи президент России Владимир Путин заявил о том, что Россия активно работает над созданием лазерных комплексов тактического уровня.

То есть сегодня, в начале третьего десятилетия XXI века, наша страна для обороны использует разработки, которые были сделаны советскими учёными ещё в середине XX века. Тогда под руководством Николая Басова и Александра Прохорова в СССР была сначала создана теоретическая база для разработки лазеров. А затем всё это было воплощено в рабочие образцы.

В декабре 2022 года будет 100-летие со дня рождения академика, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Нобелевской премии по физике Николая Басова. Вот что об этом великом учёном Общественной службе новостей рассказал профессор Георгий Малинецкий.

Советский прорыв

«Советский Союз был научной сверхдержавой. Многие его выдающиеся представители, такие как Басов, Прохоров, Келдыш – это важнейшие фигуры всего XX века. Здесь уместно вспомнить слова Сталина: «Без теории нам смерть, смерть, смерть!»

По сути дела, Советский Союз строил новую общественно-экономическую формацию, которая должна была опираться не на стихийное развитие, а на науку. И здесь очень интересно и важно: было сделано то, о чём мечтал Пётр I: была реализована на практике работающая триада «гимназия-университет-академия».

То есть на самом деле сложилась удивительная ситуация: страна, которая была едва грамотной в 1917 году, смогла фантастически быстро построить очень сильную науку, мирового класса. В Китае есть Институт XX века, одна из ключевых проблем, которую он решает, это исследования: как же удалось обеспечить такой удивительный научный взлёт?»

Академик Басов

«Николай Геннадьевич Басов очень активно работал с нашим институтом (Институтом прикладной математики имени Келдыша). Это был удивительно энергичный человек. Его идеи, связанные с лазером, с лазерным термоядерным синтезом, нацеленные на то, чтобы дать человечеству огромный источник чистой безопасной энергии – это очень важная веха в науке.

Фактически, то, что сейчас делается в Кадараше* – это, в огромной степени, продолжение идей советских учёных.

(прим. ред. *Кадараш – научно-исследовательский центр, расположенный на юго-востоке Франции. Занимается исследованиями ядерной энергетики. Начиная с 2005 года на его базе запущен международный проект по созданию термоядерного реактора типа токамак. Реализация проекта позволит перейти к управляемому термоядерному синтезу. Россия является одним из участников проекта)

Более того, Геннадий Николаевич Басов замечателен ещё и тем, что он прекрасно понимал: современная наука – это не школьные предметы, когда отдельно физика, отдельно – химия, отдельно – математика, отдельно – биология. Он мыслил науку междисциплинарно. Он понимал, что для того, чтобы строить серозные дорогие аппараты, связанные с термоядерным синтезом, связанные с лазерами и с многим другим, нужны очень серьёзное математическое моделирование и очень серьёзная экспериментальная работа».

Возвращение героя

«Величие этого человека особенно стало понятно в последние 30 лет. У Шекспира есть такие фразы: «Порвалась цепь времён», «Порвалась дней связующая нить». В нашей стране та самая триада, о которой мечтал Пётр I, оказалась разорвана.

В 90-е годы были уничтожены прикладные институты, которые делали лазеры превосходного качества. Российская академия наук в 2013 году была лишена научных институтов. В результате наша русская традиция получила продолжение: к Царь-пушке, которая никогда не стреляла и Царь-колоколу, который никогда не звонил появилась Академия наук, которая лишена научных институтов. Что означает: она лишена возможности заниматься научными исследованиями.

Становится понятно, что связь между наукой, образованием, промышленностью – то есть комплекс, который прежде был в нашей стране – это удивительная вещь. Заметьте, люди тогда решали не задачу увеличить свои доходы, а работали на то, чтобы снабдить мир бесплатной – как минимум: дешёвой! – энергией. То есть они уверенно возвышались над сиюминутными проблемами, мыслили сразу масштабом человечества.

Понимаете, масштаб задачи порождает и людей соответствующего масштаба: очень высокого знания, очень высокой культуры, огромной личной энергетики».

Лучший памятник – продолжение работы

«Поэтому естественно, если мы можем поставить таким людям памятники, то, конечно это надо делать. Но хочу вспомнить слова моего учителя Сергея Павловича Курдюмова, который активно работал с Николаем Геннадьевичем Басовым, тоже активно занимался проблемами управляемого термоядерного синтеза.

Когда Сергею Павловичу стало много лет, он сказал следующее: вы знаете, памятник, это очень хорошо. Но главный памятник – это продолжить те исследования, развить те идеи, которые были в этой научной школе.

Поэтому, на мой взгляд, конечно, памятник – это очень важно. Но самый главный памятник Басову – это развитие тех идей, тех представлений, тех подходов, которые он продвигал. А главное – восстановление «Петровской триады» академия-университет-гимназия.

Я думаю, мы сейчас находимся на пороге очень больших, очень существенных изменений. Чтобы двинуться в будущее, мы должны всегда оглядываться на прошлое, отталкиваться от него. И здесь, конечно же, одним из символов будущей российской науки, будущего взлёта России, конечно же, будет Николай Геннадьевич Басов».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!