test

Почему постсоветская элита равняется на британский истеблишмент – историк Фурсов

24 ноября 2021, 13:30
Андрей Фурсов
Андрей Фурсов. Фото: коллаж ОСН
24 ноября 2021, 13:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Многих в Росси удивляет: почему у нас в стране столько внимания уделяется подробностям жизни королевской семьи Великобритании? Постоянно появляются новости о здоровье правящей королевы и её мужа, рождение детей обсуждается настолько подробно, будто речь идёт о появлении наследника трона Российской Империи.

Не секрет, что непременным атрибутом элитарности для российских верхов является обучение детей в английских колледжах. Даже ограничения на авиаперелёты из Великобритании в Россию снимаются как-то подозрительно: дата точно совпадает с началом каникул у английских школьников.

Чтобы разобраться, почему российская элита с таким трепетом относится именно к правящим кругам Альбиона, Общественная служба новостей обратилась к обществоведу и публицисту, кандидату исторических наук Андрею Фурсову

Равнение на Британию

«Именно на Великобританию, на британский антисоциальный, антинародный опыт равняется значительная часть постсоветской верхушки. Дело даже не в том, что именно в Великобритании, в Лондонграде у них деньги, недвижимость, дети, жёны, яхты и всё полученное непосильным грабительским трудом. Это порождает просто их нежное отношение к Великобритании.

Но прежде всего дело в том определённой части постсоветских верхов Великобритания дорога её отношением к низам: жестоким, презрительным, как к существам низшего порядка, знающим своё место. Именно так хотели бы видеть русских часть россиянских верхов.

Но этому мешает социалистическое наследие XX века и русское наследие последних столетий. То есть наши культурные коды, архетипы, которые так ненавидят Чубайсы и подобные им сущности. Пушкин, ведь, не случайно заметил, что английский мужик уважает своего барина, а русский мужик – нет.

А не уважает понятно почему. Дело в том, что в лице Петра III власть и баре в 1762 году манифестом «О вольности дворянства» нарушили социальный договор. Крестьяне были «крепки» своим владельцам, служили им, поскольку те были обязаны служить государству. Своим указом Пётр III разрешил дворянству не служить, а самозванка на троне Екатерина подтвердила и развила это.

В результате дворянство из служилого сословия превратилось в привилегированное, власть его «отпустила», а народ – нет. Русский народ не простил ни власти, ни дворянству, и в 1927-21 годах под руководством малосимпатичной, в значительной степени не только не русской, но и антирусской контрэлиты, взял реванш.

Ну а затем, в конце 30-х годов, пошла под нож и чуждая народу контрэлита».

Российское пространство

«Вообще, нужно сказать, что русская жизнь очень интересна: она перемалывает все «-измы» и все системы. Например, она перелопатила капитализм в конце XIX – начале XX веков. В 30-е годы она перелопатила советский коммунизм.

Что такое, помимо прочего, так называемые «Сталинские репрессии» (они, конечно, были не только сталинскими)? Это была адаптация советской системы под русскую жизнь. Такое торжество русского пространства над европейским временем.

Хочу напомнить, в советских школах в учебниках по истории часто звучала такая фраза: «капитализм в России развивался не вглубь, а вширь», «феодализм развивался не вглубь, а вширь». Что стоит за этой констатацией?

А стоит за ней очень интересная вещь. Представьте себе батон хлеба, мы режем его как обычно и на кусок хлеба намазываем масло. Это будет «бутерброд с маслом». Или мы берём шоколадный крем и делаем бутерброд с ним. В одном случае мы будем чувствовать вкус масла, в другом – шоколада.

А теперь представьте: ту же буханку мы разрежем вдоль. И тот же небольшой кусочек масла или шоколадного крема размажем на всё это пространство. Тут не будет чувствоваться ни масла, ни шоколада. Будет чувствоваться хлеб.

Так и русское пространство довлеет над всеми «наслоениями», которые пытаются на него нанести.

Кстати, если взять 1990-е годы, то криминал того времени, что очень хорошо показано в фильме «Бригада» – это и есть адаптация уже нынешнего капитализма к русской жизни. И ещё одну вещь стоит отметить в русле сказанного: в 1991 году власть тоже нарушила социальный договор. И, повторю, народ этого тоже не забудет и не простит. Хотя революции и не ожидается, но есть и другие формы: элементарный саботаж.

Но именно поэтому постсоветская элита и смотрит с таким вниманием на британский истеблишмент. Ведь именно он стал первопроходцем на том антисоциальном пути, по которому двинулись мировые элиты в конце XX – начале XXI века».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!