test
Общество
7 октября 2021, 16:14

Нелепые требования и кормушка для посредников: Россияне пожаловались на работу портала Госуслуги

7 октября 2021, 16:14
7 октября 2021, 16:14 — Общественная служба новостей — ОСН

Сегодня у россиян есть возможность самостоятельно, минуя чиновников, оформлять документы на портале Госуслуги. Иногда это вообще единственная возможность получить услугу. Однако, сам портал недоработан, часть услуг получить просто невозможно без помощи посредников, пожаловались москвичи Общественной службе новостей.

Плати посредникам или штраф

«Я индивидуальный предприниматель. Решил оформить пропуск на свое грузовое авто – 5 тонн. Прописка в Москве, техосмотр есть, по работе вожу на автомобиле грузы. Я ИП, категория С в правах. В общем, с документами все в порядке. Решил все делать через  конторы, занимающиеся оформлением документов. Там мне назвали стоимость услуги – 25 000 руб на год. Дорого, конечно. Я спрашиваю: а что, я сам не получу через Госуслуги? Они только посмеялись: попробуйте и возвращайтесь», – рассказал бизнесмен Василий.

Предприниматель и в самом деле зашел на Мос.ру. Поначалу заполнение документов вызвало у него одобрение: все удобно, все расписано по графам, ошибиться невозможно.

«Почти 70% строчек автоматом заполнились (данные на меня и на мой кормилец-грузовичок). Ну, думаю, класс, все быстро и просто. Действительно, полезный портал. Все было заполнено как надо, там просто нет возможности что-то добавить или, наоборот, не включить какой-то документ. Через 14 дней – отказ с формулировкой не достаточно представленные сведения. Какие? Куда эти дополнительные сведения вставлять, если там для каждого документа своя графа? Непонятно», – описал ситуацию мужчина.

Тогда бизнесмен решил для пробы оформить пропуск на сутки – от дома до МКАД. Был уверен, что его-то точно дадут, ведь все документы у него в порядке. Да и срок рассмотрения такого заявления всего 8 часов. Однако, снова был получен отказ и точно с такой же формулировкой: недостаточно предоставленных сведений.

«Что мне, снимать номера и надевать их обратно после выезда за МКАД, чтобы работать? Иначе пока до МКАД доедешь, соберешь 5-6 штрафов со всех камер, так как пропуск получить не удалось. Вот и получается, что Госулсуги удобны только на словах, а на деле – очередная кормушка для фирм-посредников. По непроверенной информации, сотрудники Дептранса имеют сговор с такими конторами: пропускают без вопросов только их заявления, а частным лицам отказывают. Может, это и не так. Но при всех документах я не смог самостоятельно оформить пропуск на собственное же авто. Придется идти в контору и платить 25 тыс», – пожаловался бизнесмен.

Не хватает фотографий

Вторая жалоба пришла от семьи москвичей, которые не смогли самостоятельно подать документы для поступления дочери в медицинский колледж. Сейчас и эта услуга тоже предоставляется через государственный портал. Вроде бы ничего сложного: просто заполнить все графы, загрузить необходимые документы. Однако, был получен отказ.

«Стали заполнять документы всей семьей – снова отказано в предоставлении услуги. Подключили даже знакомого юриста и получили третий отказ. В конце-концов, мы дозвонились до колледжа. Там говорят: “В поле “4 фотографии 3х4″ вы не прикрепили 4 фотографии”. Мы удивились: “Так прикрепили вам 1 фото, распечатайте себе 4”. Нет, оказывается, надо загружать сразу коллаж из 4 фотографий (дали бы объяснение под графой). Подали коллаж. Документы приняли. Но, думаем, тут сам звонок помог. А не дозвонившись мы бы даже не поняли, в чем дело. Ведь требование абсолютно бессмысленное», – пожаловались родители.

Он лайн бюрократия

Люди также пожаловались на невозможность вставлять на сайте уже подготовленный текст. Хотя это значительно облегчило бы получение услуги. Ведь гораздо проще вставить скопированный, обдуманный и отредактированный текст, чем писать его в маленьком окне в котором одновременно видно 10 строчек. Вот такая пусть маленькая, но бюрократическая пакость населению, отмечают россияне.

«Все это бюрократия, перекочевавшая из живого общения в он лайн общение. Это сделано для того что бы людям было сложнее обращаться. Только раньше бюрократ, увидев скромную бабушку и находясь в хорошем расположении духа мог сжалиться над ней и помочь, подсказав что-то или закрыв глаза на недостающие документы. А тут его даже совесть не мучает, он с легкостью отказывает не видя человека», – считает адвокат Виктория Трунова.

Специалист предлагает обязать чиновников не отказывать автоматически, а оставлять пояснения отказа. А также дать возможность вступать в диалог с заявителем. Сейчас у чиновников две кнопки: принять, отклонить. И при этом целый список причин, чтобы отказать.

Но если в истории с поступлением в колледж у девочки было время хоть с третьей попытки, но предоставить документы, то для бизнеса речь буквально идет на часы. Ведь каждый день простоя – это убытки. Особенно в нынешнюю тяжелую экономическую ситуацию, когда малый бизнес на грани разорения.

Поэтому хочется обратиться не сколько к разработчикам государственных сайтов, сколько к их руководству: заставляйте тщательно тестировать сайты на людях, вникайте в жалобы и постарайтесь сделать так, чтобы Госуслуги и сопутствующие порталы стали действительно удобными для граждан, а не для посредников.

Ранее жительница Подмосковья пожаловалась, что не смогла перевести ребенка во второй класс другой школы. Ей трижды приходил отказ. В графе требовалось указать успеваемость учащегося, а такие документы предоставить родительница не смогла, так как первоклассники не получают отметки. Женщина также попросила чиновников исправить недочеты и сделать оформление документов проще.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!