test

Сергей Павликов: Стандарты экологического благополучия в России: религиозные факторы

Павликов Сергей Герасимович
Сергей ПАВЛИКОВ
Руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
30 сентября 2021, 19:21
30 сентября 2021, 19:21 — Общественная служба новостей — ОСН

Выявление и классификация факторов, способствующих обеспечению высоких стандартов экологического благополучия в России связаны с отбором оснований, оказывающих влияние на обеспечение высоких стандартов экологического благополучия в России. Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от конституционных принципов и установок, позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей.

Религиозные (теологические) факторы также оказывают влияние на формирование стандартов обеспечения экологического благополучия в Российской Федерации. В теологических учениях вне зависимости от религиозных конфессий окружающий мир, в том числе и живая природа, воспринимается как результат деятельности Творца. Вопросы экологической этики в религиозном сознании верующих формулируют тезис о недопустимости посягательства на экологическое равновесие мира, созданного Богом. В этой связи публичные выступления представителей различных религиозных конфессий на тему обеспечения природоохранной деятельности пронизаны мыслью о бережном отношении к тому, что создано Творцом.

Следует заметить, что не только христиане, но и последователи других религиозных вероучений, а также их лидеры возводят в ранг божественного бережное отношение к природным богатствам. Так, например, в начале 80-х годов группа саудовских ученых создала Свод исламских принципов охраны природы, поскольку Коран содержит большое количество правил и притч в защиту природы.

Обращает на себя также внимание, что одна из основных книг индуизма Бхагаватгита содержит изречение: «Спаси природу или умри»; в 1985 году в Таиланде начали проект «Буддийское восприятие природы», целью которого является формирование экологического понимания буддизма и активизация деятельности буддистов в деле защиты природы. В иудейском вероучении вопросы экологии отражены в библейской защите плодовых растений, а также в талмудической дискуссии по поводу шума и дыма и др.

Несмотря на многоконфессиональность современного российского общества, общие духовные ценности, связанные с сакральным отношением к природе являются для него едиными, в связи с чем представляется возможным говорить об общих религиозных (теологических) факторах, относящихся ко всем конфессиям.

Религиозными (теологическими) факторами являются: признание священнослужителями и верующими факта создания природы Творцом; нравственная оценка духовенством и прихожанами вреда, причиняемого природе, как греха, посягающего на нравственные устои общества; широкое совместное участие представителей различных религиозных конфессий в деле обсуждения проблем экологии и др.

Учет религиозных (теологических) факторов при формировании высоких стандартов экологического благополучия населения необходим, поскольку они объективно являются одними из духовных обоснований обеспечения соответствующих стандартов, так как все основные религиозные вероучения сводятся к бережному отношению к природе как к божеству.

Работа выполнена в рамках прикладной научно-исследовательской работы «Институционально-правовые факторы обеспечения высоких стандартов экологического благополучия на примере исследования положительного опыта зарубежных стран» Финансового университета при Правительстве РФ.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!