test

Доктор Эдигер объяснил, по какой причине из аптек могут исчезать лекарства от эпилепсии

10 сентября 2021, 16:42
Александр Эдигер
Александр Эдигер. Фото: коллаж ОСН
10 сентября 2021, 16:42 — Общественная служба новостей — ОСН

Родители бьют тревогу: из аптек страны полностью необходимый их детям препарат. «Суксилеп», используемый при лечении детской эпилепсии, раньше продавался свободно, в некоторых случаях его выдавали бесплатно.

Проблема возникла не сегодня: ещё в конце 2020 года запасы препарата в некоторых регионах оказались исчерпаны. Но на аптечных полках его ещё можно было найти. Теперь же и этот источник жизненно важного лекарства иссяк. Заменители-дженерики в данном случае, по словам медиков, применять не желательно.

Общественная служба новостей обратилась к врачу-патологоанатому и эксперту в области фармакологии доктору Александру Эдигеру. Мы попросили объяснить, где в данной ситуации оказалось «слабое звено»? В Минздраве, который провалил закупки? Или, может быть в отечественных производителях лекарств? Или тут снова «невидимая рука рынка» играет в пользу фармацевтических гигантов.

Вот что нам рассказал доктор Эдигер.

Провал государственного масштаба

«Ситуация является совершенно ужасной и неприемлемой.

Перовое, лечение детской эпилепсии при помощи фармпрепаратов – это одно из самых деликатных и сложных занятий. Действительно нельзя пытаться заменить хорошо воспринимаемое лекарство дженериком, потому что возможно появление иных реакций.

Если ребёнок хорошо отреагировал на какой-то конкретный препарат, то при дальнейшем лечении надо жёстко следовать именно этой установленной комбинации. А попытки заменить препарат в большинстве случаев могут означать провал в терапии.

Второе, если по молекуле, которая находится в списке ЖНВЛС*, случаются какие-то провалы, тем более, в области педиатрии, то это ситуация, требующая немедленного разбора на государственном уровне. Это чей-то невероятный профессиональный провал».

(Прим. ред. *ЖНВЛС – жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства – прим. ред.)

Cui bono? Cui prodest?

«Теперь немного разберём ситуацию в принципе, и для этого давайте побудем немного конспирологами.

Когда случаются подобные провалы, то можно искать здесь игры с рентабельностью. Но я такой ситуации, к сожалению, всегда вынужден предполагать возможность следующего: кто-то находится в ожидании некоего препарата, возможно, даже, нового. Может быть, что препарат ожидает регистрации (или даже препарат уже проходит регистрацию).

Такое возможно, если «исчезнувший» препарат является прямым конкурентом нового по данной лекарственной группе. А все проблемы затеяны для того, чтобы продвинуть новый продукт и выдавить всех окружающих конкурентов с рынка. При этом вполне как метод может быть использовано прекращение их поставок или даже прекращение производства.

К сожалению, это не первый и далеко не последний случай, когда снижение рентабельности препарата, или просто новая оценка рентабельности, приводит к тому, что целые группы препаратов исчезают с рынка. Эта ситуация совершенно ужасная, не имеющая ничего общего с охраной здоровья».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!