Герман Клименко: Родители сами не хотят следить за тем, куда ходят их дети в интернете

Герман КЛИМЕНКО
Председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента РФ по вопросам развития интернета
4 июня 2021, 23:08
4 июня 2021, 23:08 — Общественная служба новостей — ОСН

Минпросвещения РФ озаботился безопасностью контента, который получают российские дети. На Петербургском Международном Экономическом Форуме глава Минпроса Сергей Кравцов заявил о том, что его ведомство будет создавать «белый интернет».

Инициатива выглядит немного странной, если учесть, что любой школьник сегодня обладает смартфоном, с помощью которого может попасть в самые темные уголки интернета за секунды. Но подобные инициативы вполне способны поглощать немалое количество бюджетных средств.

О том, насколько начинание Минпроса является актуальным, Общественной службе новостей рассказал председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.

Финансовый аспект

Сделать доступ изнутри школ, изнутри общественных организаций, связанных с детьми, условно говоря, «по списку», стоит ноль рублей, ноль копеек. Конечно, можно придумать специализированный софт, который будет стоить миллиард. Или изобрести другой подобный приём.

Я не вижу ничего плохого в том, что будет составлен какой-то «белый список» ресурсов. Чтобы потом именно к ним был доступ изнутри общественных организаций, которые предоставляют свободный интернет через вай-фай.

Нет запроса от родителей

Назвать такую идею «отвратительной» невозможно. Она обсуждалась не один раз, но всегда эта история упиралась в вопрос: а кто будет этот «белый список» составлять? Также всегда шёл спор о том, где этот список применять.

Но вопрос даже не столько в том, чтобы определить список и точки его применения. В конце концов, не вижу ничего плохого в том, чтобы интернет внутри общественных организаций был свободным. Пусть пользователи ходят, куда хотят. Проблема в том, что сами родители не всегда хотят следить за тем, чем пользуются их дети.

Есть масса сервисов, приложений, которые дома могут ставить фильтры, ограничивающие контент дома. Но выясняется, что родители этим не очень пользуются. Статистика прямо говорит, что у таких сервисов плохая востребованность.

Зарубежный опыт

Поэтому, хорошо бы Минпросвещения разъяснило, что оно имеет в виду. Если бы оно сказало, что «нужно 100 миллиардов рублей на «белые списки» внутри школ», мы бы, по крайней мере, порадовались за ай-тишников. Но мы пока бюджета не знаем.

Есть по этому поводу интересный зарубежный опыт. Если вы попробуете зайти на сайт какой-нибудь американской больницы, то вы обнаружите, что они никого к себе не пускают. Со стороны России вас просто не пустят. Я специально поинтересовался, для чего такие ограничения. Они ответили: а зачем нам зарубежный трафик?

То есть эти государственные учреждения сами в себе замыкаются безотносительно всяких контролирующих историй.

Дети в школе должны заниматься уроками

Я не знаю, нужно ли как-то регулировать доступ детям, который они получают из школы. Но есть твёрдое убеждение: дети должны заниматься школьными делами, а не блужданием по зарубежным сайтам. Даже если это просто какие-то мультики или что-то такое же безобидное.

Нет, я не против того, чтобы дети пользовались интернетом. У моего собственного ребёнка есть чёткое расписание. И когда я его оправляю в школу, то отбираю телефон. В остальное время у него нормальный доступ: с утра он сидит в тик-токе, вечером тоже где-то. Но я бы не хотел, чтобы он этим же занимался в школе.

Поэтому некоторая логика в предложениях Минпросвещения, но хотелось бы деталей. Потому что обычно у нас на деталях всё горит.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.