test

Эксклюзив

Как нас вводят в заблуждение банки

26 июля 2019, 13:00
В основе любого такого «обмана» лежит финансовая безграмотность и невнимательность клиентов
26 июля 2019, 13:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Банки не бандиты с большой дороги и не мошенники, но попытаться ввести клиента в заблуждение и «ограбить» могут и в банковской сфере. Эксперты рассказали Общественной службе новостей, как не стать жертвой обмана.

Основными источниками заработка банка, где есть простор для манёвров, это кредиты и страхование. Невнимательность при заключении договоров играет очень значимую роль в сценарии по извлечению из клиента максимальной прибыли.

Зачастую потребитель откликается на рекламу, где заявлены низкие процентные ставки. Но при обращении в банк ему озвучивают иную ставку. Рассчитывается она из финансовых возможностей, кредитоспособности и прочих индивидуальных условий клиента.

Не редки ситуации: человек предварительно обговаривают определенный процент по кредиту, а когда через несколько дней приходит подписывать договор, процентная ставка резко вырастает. И хорошо, если клиент внимательно прочитает договор, а не узнает об изменениях уже после подписания документов.

– Сотрудники банка рассчитывают, что клиент просто не будет акцентировать своё внимание на договоре. Очень часто подобный обман успешно реализовывается, – отметил юрист Юрий Паршиков.

Поэтому консультанты советуют фиксировать фамилию оператора, озвучившего вам процентную ставку. А еще лучше – вести разговоры под запись. При заключении договора лучше обращаться к сотруднику, с которым велись переговоры ранее или хотя бы сослаться на него. И, конечно же, перечитать договор перед подписанием.

Второй камень преткновения интересов – страховка. Её часто навязывают открыто. Но гораздо хуже, когда клиенту просто подсовывают страховые документы в кипе других бумаг. И человек подписывает, не читая.

– У меня списывали по 1 тысяче каждый месяц в течении 3 лет, выяснилось это случайно. Оказалось, что деньги списываются за страховку по пакету банковских продуктов. Сотрудники банка заверили, что на страховку  будет уходить всего 1900 рублей в год, а потом подсунули мне документ. Оказалось, суммы далеко не такие маленькие. И только когда я запросила распечатку всё стало понятно, – рассказала обманутая клиентка Елена Тихонова.

Следует помнить, что всегда можно отказаться от навязанной страховки. Но надо быть готовыми к тому, что тут же вырастут проценты по кредиту. Чтобы не чувствовать себя потом обманутым небходимо чётко понимать, каковы будут ежемесячные платежи и размер суммы, которую необходимо погасить.

– Размер процентной ставки по кредиту привязан к страхованию жизни заёмщика. Нет страхования – ставка буде ощутимо выше. Причем, никаким экономическим смыслом это не обусловлено. Это навязывание услуги: формально страховка снижает риск неуплаты по кредиту, но фактически это враньё. Если у  заемщика уже имеется такая страховка, она не учитывается, – рассказала финансовый эксперт Ольга Сенаторова.

В свою очередь юрист и риэлтор Юрий Паршиков советует  не давать подтверждения по телефону о том, что вы согласны на дополнительные услуги. Отвечать стоит размыто, ссылаться на то, что вам нужно подумать, прежде чем принять решение. Стоит поинтересоваться у специалистов банка, какими будут последствия отказа от страховки. «Последний вопрос – открытый, на который сотрудник банка не сможет ответить угрозой отказать в кредите», – добавил юрист.

Эксперты единогласно советуют не доверять безоговорочно банку и его сотрудникам. Ведь у клиента и финансовой организации противоположные интересы.

– Зачастую консультанты не дают полную информацию. Это случается по двум причинам: служащие либо сами плохо разбираются в продуктах, либо своей основной задачей видят продажу продукта, а не создание долговременных отношений с клиентами. Поэтому нужно подробно изучить все условия, описанные мелким шрифтом. Либо обратиться за консультацией к независимому советнику, – отметила эксперт по личным финансам Мария Тараско.

Не лишним будет записать разговоры с банковскими служащими на диктофон. Эксперты отмечают, что все диалоги в банке также записываются. В случае, если потребитель считает, что его ввели в заблуждение, он всегда может запросить запись.

Закон на стороне потребителя. Если клиент банка считает, что его ввели в заблуждение, он всегда может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и Центробанк. Но для начала необходимо написать запрос в банк. В ответ вам пропишут, на основании какого документа или пункта договора совершалась та или иная операция.

И, напоследок, повторим главный совет, актуальный уже сотни лет: внимательно читайте то, что подписываете.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!