test

Мошенничество на дорогах: как не стать жертвой автоподставы

13 мая 2021, 19:05
13 мая 2021, 19:05 — Общественная служба новостей — ОСН

«Ковидный год» стал кризисным не только для автомобильных компаний и бизнеса, но и для преступников. Увеличилось количество мошенников, которые пытаются обмануть автомобилистов с помощью автоподстав. Мошенники на дорогах обычно используют несколько популярных схем автоподстав, с помощью которых они пытаются нажиться на водителях. О том, как не стать жертвой злоумышленников и как действовать в случае автоподставы в эфире телевидения Общественной службы новостей говорили гости программы:

  • Адвокат, автоюрист Тимур Маршани;
  • Предприниматель, автоэксперт Станислав Земцов;
  • Вице-президент Национального Автомобильного Союза, член общественного совета ГУВД Москвы Антон Шапарин.
  • Федеральный эксперт по вопросам ДТП, страхования и защиты прав потребителей, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин.

Что такое автоподставы?

Тимур Маршани: – Автоподстава – это желание выдать событие происшествия, которого не было, за конкретное правонарушение с целью вымогательства денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием. Это мошенническая схема, с помощью которой злоумышленники завладевают денежными средствами потерпевших. Самый классический вариант, когда якобы совершается ДТП на прилегающей территории. Автомобиль потерпевшей стороны, якобы злоумышленника, который совершил аварию, покидает место происшествия, после чего приходит какое-нибудь «письмо счастья», СМС-сообщение, либо на лобовое стекло вешают записку с оповещением о том, что он совершил ДТП. Для людей, которые этого не понимают, это очень серьезная и стрессовая ситуация. Один из видов автоподстав – выдавать отсутствующее событие за ДТП. Как правило, мнимые аварии происходят с автомобилями, которые уже имеют повреждения, схожие с теми, которые были оставлены на автомобиле злоумышленников. Не бойтесь обращения в правоохранительные органы.

Пусть приезжают инспекторы, фиксируют повреждения, проводят экспертизу. Ни один из злоумышленников не заинтересован в легализации ДТП с целью последующего получения материальной выгоды. Если это будет легализовано, единственное, что они смогут получить – это официальную выплату, которая будет значительно ниже того, что они получат, если будут договариваться с потерпевшей стороной.

О каких несуществующих факторах ДТП идет речь?

Тимур Маршани: – Повреждения, которые оставляют на автомобиле определенный след, то есть механическое соприкосновение, воспринимаемого объекта со следообразующим объектом, можно подвердить или опровергнуть с помощью экспертизы. Это элемент административного расследования, которое неминуемо проводится группой розыска органов ГИБДД.

Например, в автомобиль кидают резиновый мяч, который бьет мертвую зону, и создается впечатление по уже имеющимся образованным повреждениям, что ты притерся либо затронул автомобиль, который находится в пробке. Здесь действует целая группа злоумышленников. Делают это они очень специфично, последовательно, уже имя богатый опыт взаимодействия с потерпевшими. Как только возникает вопрос вызова инспекции, злоумышленники сразу пытаются исчезнуть в неизвестном направлении. Официальная версия развития событий с помощью обращения в правоохранительные органы дает возможность широчайшему диапазону защиты своих интересов.

Самое важное – это административное разбирательство.

blockquote

Органы ГИБДД не могут просто так вас привлечь к ответственности, это сложный юридический состав административного правонарушения: наличие объективной стороны, нарушение ПДД, последующее повреждение чужого автомобиля, определение размера ущерба и установление виновности.

Участвуют ли в обмане люди в поддельной форме?

Антон Шапарин: – Купить форму – не проблема. Удостоверение никто особо не спрашивает. За это тоже предусмотрена определенная ответственность. Необходимо посмотреть документы сотрудника, и, если есть сомнения, необходимо обратиться по горячей линии в службу собственной безопасности. Необходимо самому проявлять бдительность в любой внештатной ситуации. Обман преследует нас повсеместно.

Все больше людей узнают о том, что подставы есть. Поэтому мошенникам приходится изобретать новые методы. С помощью нормативной базы мы не сможем закрыть все ходы мошенникам, поэтому каждый должен защищать себя сам.

Какие виды ДТП изображаются?

Сергей Кузин: – Первое – наезд на пешехода, второе – столкновение двух транспортных средств. Если речь идет о наезде на пешехода, то мошенники, выдавая себя за пострадавших, хотят взыскать с автомобилиста деньги за причиненный ущерб, при чем не только моральный, но и материальный. Что касается столкновения двух автомобилей, то тут можно разделить их на две части: первое – столкновение со статичным автомобилем (на парковке), второе – столкновение в процессе движения. Вторая часть встречается реже, так как требует усиленной подготовки.

Какова выгода для мошенников?

Станислав Земцов: – Обязательно нужно покупать видеорегистраторы. Ставить их необходимо как спереди, так и сзади. Как правило, мошенники действуют не только на дешевых машинах, но и могут быть и люксовые арендованные автомобили. Разводные схемы используются на тех людей, которые спокойно едут по дороге (пенсионеры). После чего начинается нервное прессование для того, чтобы пожилой человек не успел вызвать ГАИ. Были случаи, когда люди переписывали квартиры на мошенников.

Есть ли конкретные примеры автоподстав?

Тимур Маршани: – Подавляющее количество людей, даже очень уверенных в себе, попадая в стрессовую ситуацию, понимают, что официально вопрос займет очень много времени. А сейчас время – это деньги, это ресурс. Любая автоподстава направлена на то, чтобы сделать это быстро и конкретно, получив от 10 до 20 тыс. рублей с потенциальной жертвы, или искать другую жертву. Таких подстав злоумышленники могут провести от 5 до 10 в день. В Москве сейчас это сделать затруднительно. Самый важный аспект – это обман страховых компаний. До недавнего времени, когда в законе еще не было натуральной формы выплаты страхового возмещения, самым распространенным способом было следующее: действительно, происходило ДТП, злоумышленники совершали аварии, но повреждения, которые уже имелись у мошенников, не были получены в результате аварии, которая была связана со злоумышленниками. Обман заключался в том, что происходило официальное оформление документа, обращение в страховую компанию с повреждениями, которые не были получены при событиях происшествия, связанных с аварией. С этого злоумышленники получали основную долю заработка.

После того, как закон определил условия страхового возмещения, которое в натуральном виде создает восстановительный ремонт в сервисных центрах по направлению страховщика, количество таких автоподстав снизилось.

 Единственная возможность защитить себя – это уткнуться головой в бетон и перевести любые происшествия в официальную плоскость.

blockquote

Какова психология автоподставы?

Станислав Земцов: – Мошенник выбирает именно ту жертву незащищенных людей. Пенсионеры – это именно то слабое звено, которое прессуют мошенники. Пенсионеров намного легче нагрузить проблемами. Это моментная история. Человек на нервах, ему кажется, что юридически он не защищен. Молодой парень на дорогой машине позвонит брату или папе, и этот вопрос разрулят.

Влияет ли на выбор преступника стиль вождения?

Сергей Кузин: – Да, безусловно. Нужно понимать, что мошенничество – это организованная преступная деятельность, поэтому мошенники очень внимательно подходят как к выбору места, так и к выбору автомобиля и водителя. К сожалению, наша практика в регионах показывает, что мошенники не брезгуют и молодыми людьми, тем более девушками. Мошенник очень внимательно сочетает все факторы. Стиль управления автомобилем – это весьма существенный критерий. Если за рулем премиальной иномарки находится молодая девушка, которая водит достаточно агрессивно, считает себя весьма успешной, то при определенных обстоятельствах ей не составит труда отдать мошеннику какую-то незначительную сумму.

Какова методика психологического воздействия?

Тимур Маршани: – Мошенники – талантливые психологи. Подавляющее большинство мошенников всегда работают с людьми. Когда ты просеиваешь через себя миллионы людей, у тебя начинает вырабатываться определенная психология людей: кто и как реагирует, кто и как действует. Даже самый психологически устойчивый человек сможет отреагировать в стрессовой ситуации по-разному. Мошенник должен чувствовать человека, он должен чувствовать те вибрации, которые обычным людям не видны. Злоумышленник оценивает, насколько человек экономически состоятельный, есть ли у него деньги или нет, обратится ли он в правоохранительные органы.

Как простому человеку понять, что его обманывают?

Станислав Земцов: – В любом случае нужно вызвать сотрудников ДПС. Можно себя уберечь, потратив 5 тыс. рублей на видеорегистратор. Мошенник, как правило, не будет вас трогать, потому что понимает, что все фиксируется. Если люди, которые обвиняют вас, говорят, что у них нет времени – это их проблемы.

Вы должны до конца играть роль нормального и адекватного человека.

blockquote

Никогда не давайте никому денег, тем более – в моменте.

Тимур Маршани: – Есть программные продукты, которые предоставляются страховщиками при добровольном страховании автомобиля. Институт аварийных комиссаров дает волную возможность восполнить все возможные пробелы, связанные с оформлением документов на момент ДТП, выезда аварийного комиссара. Эти продукты сложны и дороги, потому что при покупке автомобиля человеку нужно дополнительно оплатить аварийного комиссара, получив VIP-страховку. Это защитит и вас, и ваши нервы.

Что делать, если человек стал жертвой автоподставы?

Сергей Кузин: – Абсолютно любое происшествие всегда нужно переводить в правовую плоскость. К сожалению, изменения в ПДД привели сейчас к тому, что сотрудников полиции вызвать на ДТП нельзя. Вы можете позвонить в ГИБДД, сообщить об аварии и в ответ услышать: «Мы к вам не поедем, пострадавших нет, рисуйте и приезжайте сами». Это стало фундаментом для появления новых видов мошенничества. Не соглашусь с тем, что аварийный комиссар – это решение всех вопросов. Это еще один вид обмана, который распространен в регионах. Если автомобилист сообщил в ГИБДД о том, что произошло ДТП, то дальше, если нет пострадавших и автомобиль мешает другим, то, согласно ПДД, водитель обязан детально зафиксировать происшествие.

Автомобилист должен подойти к каждому участнику событий и потребовать от каждого предоставить документы: водительское удостоверение, полис ОСАГО и свидетельство регистрации на автомобиль. Водитель должен проверить, застрахована ли гражданская ответственность владельца транспортного средства.

Мошенник не будет предоставлять свои документы.

blockquote

Эти действия отсекут практически 100% мошенников.

Как перестать относиться к происшествиям, как к препятствию?

Станислав Земцов: – Ты либо принимаешь, что тебя обманывают, либо идешь в суд. Суд – это, действительно, время. Однако нужно взять руки в кулак, идти и решать проблему по букве закона.

Сергей Кузин: – Нельзя сказать, что это не сложно. Я бы рассмотрел первую стадию – оформление происшествия на месте. Если человек приложит достаточно усилий и внимания к тому, чтобы произвести фотосъемку происшествия, зарисовать схему, то никаких сложностей дальше не возникнет.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!