test

Академик Сандомирский сравнил казанского стрелка с Брейвиком

13 мая 2021, 19:19
Фото: Общественное достояние
13 мая 2021, 19:19 — Общественная служба новостей — ОСН

Трагедия казанской школы №175, где бывший ученик застрелил 9 человек и ранил ещё 21 человек были ранены (шестеро на данный момент в тяжёлом состоянии), окончательно утвердила: «школьные стрелки» – это не заморская проблема. Эта беда пришла к нам в полном объёме, поэтому надо понять, как с ней бороться.

Со стороны психологов прозвучало предложение: обучить российских педагогов распознавать потенциальных «школьных стрелков» среди учащихся. Это позволит удержать подростков, попавших под подозрение, от совершения непоправимых поступков.

Общественная служба новостей обратилась к доктору психологических и кандидату медицинских наук, действительному члену Международной академии психологических наук Марку Сандомирскому. В специальном материале ОСН он рассказывал о формировании «поколения “Жесть”»: рост агрессивного поведения среди современной молодёжи.

Мы поинтересовались: нет ли в казанской трагедии отголоска «поколения “Жесть”»? Вот что нам рассказал Марк Евгеньевич.

Проблема в психиатрии

Марк Сандомирский
Марк Сандомирский. Фото: Сандомирский.рф

Нет, все не попадут. Поколение «Жесть» – это только один механизм, и он массовый. Но на него накладываются ещё скрыто протекающие психические расстройства, что скорее всего у этого казанского молодого человека и произошло.

Это проблема уже не только педагогов и психологов. Проблема в том, что психиатрическая служба в России оказалась не совсем соответствующей требованиям жизни. Отчасти это связано, если формулировать дипломатично, с действующим законодательством.

Люди даже с откровенной патологией психики до тех пор, пока они не совершили чего-то противоправного или общественно опасного, остаются без контроля и даже без надзора.

Аналогичные случаи

Я думаю, что этот трагический казанский случай является аналогичным происшествию в США. Это произошло в 2009 году на военной базе в Техасе: офицер, который шесть лет работал психиатром, застрелил 12 человек и ранил ещё более 30. Или более известный случай: Брейвик, который убил 77 человек.

Эти случаи были вызваны скрыто протекающими психическими расстройствами. «Казанскому стрелку» не берусь ставить диагноз – заочно это сделать невозможно, – но ход мыслей тут такой: казанский случай больше тянет на психопатологию, также как у Брейвика и в других похожих ситуациях.

Поэтому повторю: проблема, с одной стороны, в недостаточной организации психиатрической помощи, с другой стороны, безнадзорность и бесконтрольность людей с расстройствами.

Наблюдение в соцсетях

В США и Израиле потенциальных террористов вычисляют по их высказываниям, например, в соцсетях. Такие настроение, они так или иначе потихонечку прорываются наружу, люди как-то высказываются. И это с помощью компьютерной обработки может быть подвергнуто мониторингу.

Причем эти системы работают по двум направлениям: выявляют тех, кто может совершить агрессивные преступления, и тех, кто склонен к суициду. Эти два фактора часто сочетаются. В «казанском случае» именно так: он открыто писал в соцсетях, что собирается убить людей и умереть сам.

Мне не известно, чтобы у нас в России существовали такие же действующие системы, хотя они были бы полезны.

Гражданская бдительность

Кроме того, есть ещё одна задача, она уже для общества в целом: это повышение уровня культуры в области психологии и психиатрии. «Казанский стрелок», он же не в вакууме жил. Он тренировался, он высказывал свои агрессивные мысли вслух, писал в соцсетях, но никто на это не реагировал, никто не воспринимал всерьёз. Потому что люди не понимают опасности таких скрыто протекающих психических расстройств.

Для этого необходимы просветительские мероприятия, чтобы граждане начали понимать: бывают больные люди, которые могут себя вот так вести. Обычно граждане этого не понимают, они даже вообразить не могут подобного.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!