Космос, балет, вооружение: Чем Россия известна миру сегодня

27 апреля 2021, 13:58
27 апреля 2021, 13:58 — Общественная служба новостей — ОСН

Несмотря на пандемию, российские ведомства реализовали практически все программы, намеченные к работе. Космос, балет, вооружение, кинематограф. Главные достижения России сегодня в эфире телевидения Общественной службы новостей обсудили гости программы:

  • Вице-президент федерации космонавтики России Олег Мухин;
  • Солист большого театра, заслуженный артист российской федерации, лауреат премии «Золотая маска» Геннадий Янин;
  • Обозреватель журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко;
  • Киновед, культуролог Кирилл Разлогов.

Космическая сфера сегодня является одной из важнейших сфер для любого государства. Можем ли мы говорить, что космическая программа России – это повод для гордости?

Олег Мухин: – Мы можем гордиться своей программой. Совсем недавно мы отмечали 60-ю годовщину первого полета в космос Юрия Гагарина, а уже сегодня с космодрома «Восточный» было запущено 36 английских спутников связи. Это говорит о том, что наша страна находится на передовой и идет в ногу со временем.

Балет считается одним из символов Российской империи. Что представляет собой балет в Российской Федерации?

Геннадий Янин: – Основной из главных заслуг является то, что мы, в первую очередь, сохранили этот вид искусства. Как известно, после революции было принято уничтожить эту «царскую забаву», так как поколению советских людей это было чуждо и не нужно. Думаю, что самым большим расцветом советского балета стало создание драмбалета – драматического театра с танцевальным. Это было красиво и эмоционально. Важно отметить, что мы играем не только старые спектакли, несмотря на то что был длительный простой.

Можем ли мы говорить о том, что современные вооруженные силы России – это повод для гордости?

Дмитрий Дрозденко: – Александр III говорил: «У России есть два союзника: армия и флот». За последние годы наши вооруженные силы кардинально преобразились. Идет массированное перевооружение войск, при чем во всех направлениях. Более того, изменились принципы подготовки, принципы управления войсками, появились новые роды войск. Мы видим, что происходит в мире, и понимаем, что современная геополитика находится в режиме страшной турбулентности.

Политика сплелась с деньгами и мессианскими интересами США.

blockquote

Единственным гарантом независимости сейчас остаются наши вооруженные силы, которые находятся на том уровне, чтобы, в случае чего, нанести ущерб любому агрессору, даже странам блока НАТО.

Культура и киноиндустрия зачастую являются показателями того, действительно ли государство суверенно. Сегодня Россия может быть конкурентным государством с точки зрения кинематографа?

Кирилл Разголов: – Россия – огромная страна, с огромным разнообразием культур. Российский кинематограф, безусловно, является конкурентным. Я рассматриваю культуру как часть политики развития страны, а не обеспечения государственной безопасности. Для меня главное – не охранная функция культуры, а, наоборот, развитие людей, которые этим занимаются. Разнообразие самой культурной жизни России, особенно в регионах, свидетельствует о жизнеспособности. Дело в том, что жизнеспособность культурного развития определяется во многом разнообразием возможных путей ее развития. Это и опора на различные этнические традиции, и вопросы, связанные с тем, насколько мы правильно воспринимаем собственную историю и насколько готовы двигаться вперед. Это, безусловно, колоссальный заряд энергии развития, а не только энергии обороны.

В прошлом году была проведена операция «Марс-2020». В сети был размещен постер, на котором был размещен этот марсоход, от которого расходились стрелки с флагами стран, принимавших участие в экипировке и снаряжениях. Однако флага России на этой схеме нет. При этом Дмитрий Рогозин разместил картинки, носящие юмористический характер: «Первое, что увидели американцы при высадке на марс – лицо Рогозина». Почему в этой великой миссии Россия поучаствовала только таким образом?

Олег Мухин: – Потому что не было договоренности. Американских астронавтов на орбитальную станцию МКС доставляли наши корабли. Серьезные вопросы без международного сотрудничества решить невозможно. Россия – первая страна, которая спустилась на поверхность Венеры и даже сделала фотографии. Конечно, направлений очень много и важно понимать, какая страна вкладывает средства. Сейчас в космосе огромное количество стран, которые занимаются космическими спутниками. Они не имеют своих ракетоносителей, поэтому с помощью наших ракет могут выводить свои спутники в космос.

Вы сказали о высадке на Венеру, но это было пол века назад. Есть ли у России что-то, такое же по масштабу, но несколько новее?

Олег Мухин: – Мы участвовали с европейцами в программе полета на Марс. В этом направлении нужно четко определить задачи. Все понимают: одно дело – запустить аппарат, который полетит через огромное поле солнечной радиации, а другое дело – лететь человеку. Нужно создавать специальный аппарат для защиты человека от этой радиации, чтобы он не погиб во время полета.

Говорят, что Борис Эйфман – талантливый человек, который является одним из главных персон нашего балета. Так ли это?

Геннадий Янин: – Борис Яковлевич был одним из первых людей, кто начал работать в балете в том направлении, которому он придерживается до сих пор. Это очень яркий и талантливый балетмейстер, который создал большое количество спектаклей. Они все очень эмоциональные. Нельзя сказать, что это авангард современного балета, но это точно направление, которое до сих пор является одним из передовых.

А можно ли назвать таким авангардом Никиту Дмитриевского?

Геннадий Янин: – Я работал с ним, когда он еще был артистом в Большом театре. По большому счету, такого имени в истории современного русского балета нет. Он родился и учился в Москве, но на этом его отношение к русскому балету не заканчивается. Никита работает где-то заграницей.

Если говорить о балете, должны ли мы вечно возвращаться к классике? Когда мы говорим о балете, должны ли мы представлять в голове «Лебединое озеро»? Или все-таки предмет для гордости – это новые постановки, новая музыка, новая хореография?

Геннадий Янин: – Когда мы произносим слово «балет», у всех возникает образ: девушки в белых балетных пачках, на пуантах. Это правильное восприятие. Все остальное – это современные танцы. Например, балет Аллы Духовой не имеет к отношения к классическому балету. Да, он имеет свои формы и свое содержание, но речь идет о классическом балете.

Существует точка зрения, что есть «правильное Лебединое озеро», которое ставят в Большом театре. А все остальные подобные выступления – это лишь подобие того, что можно увидеть в Большом театре. При этом, стоимость билетов исчисляется десятками тысяч рублей. Мы понимаем, что это могут себе позволить не все. О каком тогда распространении балета, как искусства, может идти речь?

Геннадий Янин: – Исторически балет долгое время оставался дорогостоящей «царской забавой». Да, это было для «сливок» общества, которые могли себе позволить дорогое развлечение. Сейчас балет таким и остался.

Я не хочу, чтобы балет стал попсой.

blockquote

Хочу поправить Вас: не только в Большом театре есть «правильное Лебединое озеро». В последнее время практикуется прямая трансляция балетных и оперных театров. Сначала я относился к этому скептически, но, со временем, я понял, что трансляции бывают даже лучше для восприятия, чем театр.

Почему главный автомат всего Отечества на протяжении 50 лет не можем нормально модернизировать, чтобы он, действительно, стал оружием будущего или настоящего? Почему мы говорим об истребителе 5-го поколения, если американский истребитель 5-го поколения был создан еще в 2005 году?

Дмитрий Дрозденко: – Да, американцы создали истребитель намного раньше, хотя стартовали мы вместе. К сожалению, мы потеряли СССР, разрушили экономические связи, добили свои технологии своими же руками. США никогда не были самодостаточной державой, которая бы выпускала все сама. А Советский союз был такой державой. Автомат Калашникова – это мировой бренд. Если наше оружие не конкурентно на мировом рынке, то с какой целью американцы ставят препоны по продаже и производству этого оружия? Наше оружие мешает им продавать свое. Значит, в этом что-то есть.

Сравнивать кинематограф США и России невозможно. Американские фильмы известны на всем земном шаре, а наши, в лучшем случае, знают европейцы. Действительно ли мы конкурентноспособны? Или наш кинематограф – это все-таки осколок огромного айсберга американского кино?

Кирилл Разголов: – Сейчас есть только транснациональный голливудский кинематограф, в создании которого принимают участие Корея, Вьетнам, Россия и т.д. Фирма, которая финансирует проекты – транснациональная. Ни одна отдельно взятая страна не может сравниться с транснациональным распространением. Русские люди принимают в этом активное участие.

Американского кинематографа сейчас не существует.

blockquote

Олег Мухин: – Дорогу в космос проложила наша страна. Нельзя забывать нашу великую Родину СССР. Изучение космоса будет продвигаться, так как это необходимо для всего человечества. Сотовая связь, радиосвязь, метеорология – все это нам дает космонавтика, а мы об этом даже не задумываемся. Космос должен вести вперед все человечество.

Геннадий Янин: – В последнее время очень много критики в адрес Большого театра: и со стороны профессионалов, и со стороны любителей, и со стороны «непрофессионалов» и «нелюбителей». Я с ней категорически не согласен. Достаточно сходить в любой другой театр, чтобы понять, что в Большом – не так плохо. До сих пор в области балета мы – впереди планеты всей.

Дмитрий Дрозденко: – Благодаря нашим вооруженным силам мы живем в относительной безопасности. Видно, как Россия продвигает свои границы к границам блока НАТО. Видим количество агрессивных учений со стороны блока НАТО. Перевооружение наших вооруженных сил позволило вдохнуть финансовую жизнь в нашу оборону, позволило не растерять компетенции, а приумножить. Теперь, когда перевооружение приближается к своему логическому завершению, оборонные предприятия начинают постепенно переходить на гражданские рельсы. Мы можем гордиться тем, что несмотря на все потрясения со времен распада СССР, мы смогли сохранить ключевые отрасли, которые позволяют нам оставаться на мировом уровне.

Кирилл Разголов: – Я считаю, что наше главное национальное достояние – это талантливые люди. Их нужно находить и воспитывать. В России есть гениальная система художественного образования, которая начинается с юного возраста, чего нет ни в одной стране мира. Нужно поддерживать таланты, давать возможность развиваться, не мешать им, распространять их опыт во всем мире. В результате мы будем впереди планеты всей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.