test

Политический вопрос: Кому выгодно возвращение мигрантов

31 марта 2021, 09:47
31 марта 2021, 09:47 — Общественная служба новостей — ОСН

Ждет ли Россия возвращения трудовых мигрантов и как легальная и нелегальная миграция влияют на безопасность в стране в эфире телевидения Общественной службы новостей обсудили президент портала Superjob.ru Алексей Захаров, руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин, политолог, эксперт по Ближнему Востоку, специалист по вопросам мигрантов Маис Курбанов, депутат Государственной Думы, член комитета по бюджету Евгений Федоров.

ОСН: Мигранты совершили в Москве каждое третье преступление, сообщает ТАСС. Количество преступлений, совершенных мигрантами в январе 2021 год увеличилось на 6,1%, следует из статистики МВД. Эти и многие другие новости говорят о том, что на вопрос безопасности миграция влияет очень сильно.

Евгений Федоров: С молодым поколением эта статистика выравнивается. Поэтому это лукавая статистика. Но в отношении этой группы должен быть особый контроль, и их доля в статистике преступности должна быть не только выровнена, а минимальная. Так что да, с эти сегментом надо работать, но надо понимать: готовы ли мы жить без мигрантов? Готовы ли москвичи замещать миграционные профессии?

ОСН: Зачем сегодня мигранты едут в Россию? Прежде всего из стран СНГ.  И является ли их  труд необходимым для нас?

Маис Курбанов: Одно из самых развитых государств в мире — США, и оно строилось за счет мигрантов.

Вячеслав Поставнин: Достаточно зайти на сайт МВД и посмотреть статистику преступлений по иностранцам. Там три процента этих преступлений. И то, смотря что считать преступлением. Если мы будем считать каждый протокол, когда мигранта задержали и у него не оказалось с собой регистрации, то таких и миллион наберется. Как правило такие страшилки возникают на фоне ужесточения миграционной политики. В этом случае да, кругом ограбления и изнасилования.

Хотя с изнасилованиями проблема серьезная. Приезжает много молодых парней, хотя сейчас приезжают и молодые девушки. Но природа свое берет, иногда не лучшим образом. А у нас профессиональной сферы решения этой проблемы нет.

ОСН: Стоило бы ввести, чтобы мигранты меньше насиловали коренных жительниц?

Вячеслав Поставнин: Не знаю. Но могу рассказать страшную историю: когда в США строили трансконтинентальную железную дорогу, а ее строили китайцы, за еду, то они привозили с собой китаянок. И их даже приковывали к кровати, вот каким жестоким образом решали тогда эту проблему.

ОСН: Продолжая тему мигрантов и совершаемых ими преступлений, показательно будет зайти на сайт Интерпола и посмотреть, кого там разыскивают под грифом Russia.

Вячеслав Поставнин: Но у нас проблема в другом. У нас с территории России самый большой поток тех мигрантов, которые уезжали и воевали на стороне ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Она исчисляется десятками тысяч. И в этой связи да, мы занимаем первое место и там, в Интерполе. Но это другой вопрос, вопрос адаптации и интеграции, почему их тут вербуют, почему они так хорошо вербуются.

ОСН: А почему они так хорошо вербуются?

Вячеслав Поставнин: А потому что у нас эти люди — второй сорт. И вообще, что такое мигранты и их мир? Мы очень мало знаем. Это аборты, недоступность лечения, обманы работодателей, проблемы с жильем..

ОСН: Зачем же ехать сюда если так все плохо?

Вячеслав Поставнин: Жизнь заставляет, надо кормить семью. Чем беднее страна, тем больше детей.

ОСН: А мы, мы без мигрантов не справимся?

Вячеслав Поставнин: Проживем или не проживем — ярко показала пандемия. Некому улицы убирать, следом строительный бизнес обратился, чтобы им сделали упрощенную систему вызова мигрантов. Следом сельское хозяйство скатилось, там все давно делают мигранты. 10% ВВП — это труд мигрантов. Ни одного крупномасштабного проекта не было сделано без помощи мигрантов. Это и трубопроводы, и Олимпиада в Сочи, строительство всех стадионов и дорог.

ОСН: В новостях снижение безработицы связали с оттоком мигрантов. Об этом заявил член ЕСПЧ Борис Кравченко. По его словам сейчас происходит перераспределение спроса на рынке труда и наблюдается рост зарплат в некоторых сферах — таким образом работодатели стремятся привлечь работников на те места, которые ранее занимали мигранты.

Вячеслав Поставнин: Они поднимают зарплаты, чтобы привлечь российских граждан, но те ведь все равно не идут! Ну идут, но неохотно.

Алексей Захаров: Российская политика последних десятилетий направлена на то, чтобы привлекать мигрантов, прежде всего нелегальных в сферы ЖКХ, строительства и сельского хозяйства. Под эту политику вся экономика и затачивалась, а теперь мы думаем, нужны нам эти мигранты или нет. Америку, конечно, строили мигранты, но образованные, высококвалифицированные. А на границе с Мексикой, напомню, Трамп собирался стену строить, потому что низкоквалифицированная миграция для развитой страны не благо, а зло. Это осознала Германия, которая привлекала большое количество турецких рабочих. Но это все вопрос государственной политики. Сейчас государственная политика такая  — нам нужны рабы. Если их нет, мы, конечно, будем автоматизировать процесс, закупать технику.

Евгений Федоров: Давайте вопрос по другому поставим. Человек, который ищет работу, может пойти на соседнюю улицу на работу. Мигранту, чтобы найти работу, нужно приехать, купить билеты, сделать въездные документы. То есть если его сюда везут, то значит эта вакансия никому не нужна. И если вам нужно обслуживать стариков, а их 100% обслуживают мигранты, то давайте скажем: не будет мигрантов — умрут старики. И конечно, это не рабы. Потому что зарплаты у них как у всех на рынке. Понятно, что у нас провал рабочих рук. И понятно, что вопросы контроля за мигрантами должны быть жестче. Вопрос, как это сделать.

ОСН: Я не первый раз слышу мнение, что местное население не хочет идти работать на те должности. Так ли это?

Алексей Захаров: Местное население не готово работать на тех условиях, на которых согласны работать мигранты. По двенадцать часов в день, без праздников, без официального трудоустройства. И слава богу. Это все не экономический вопрос, а политический. Он экономический только для узкого круга компаний, которые используют труд мигрантов в больших масштабах.

ОСН: Есть правительственный прогноз, согласно которому до 2024 года население России будет расти только за счет мигрантов. Не является ли завоз мигрантов просто замещением местного населения?

Евгений Федоров: Наша страна до сих пор занимает огромную часть планеты. Вы правда считаете, что эту территорию можно защитить тем населением, которое сейчас там проживает? Понятие русской культуры, многонациональной, позволяет абсорбировать в свой состав разные культуры. Я жил в Ташкенте, я подтверждаю: там есть русские узбеки, которые живут в русской культуре. Потому что они говорят по-русски, думают по-русски и у нас общий культурный код.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!