test

Когда тепло и солнце не радуют: Как пережить сезонное обострение

26 марта 2021, 21:18
26 марта 2021, 21:18 — Общественная служба новостей — ОСН

В медицинском справочнике нет такого распространенного бытового понятия, как «весеннее обострение». Что же тогда ежегодно происходит с человечеством, в эфире телевидения Общественной службы новостей обсудили клинический психолог, писатель, лауреат премии «Золотая Психея» Михаил Хорс, социальный психолог, нейрокоуч Наиля Бирарова, ведущий научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева Наталья Залуцкая и врач-сексолог, психотерапевт, президент «Профессионального объединения врачей-сексологов» Евгений Кульгавчук.

ОСН: В медицинском справочнике нет такого распространенного понятия как «весеннее обострение» и такого заболевания, как я понимаю, нет. Почему тогда каждый год мы говорим об этом?

Наталья Залуцкая: Мы должны сказать, что речь, на самом деле, идет о расстройствах настроения. И есть такое наблюдение, что многие заболевания имеют такую сезонную зависимость в плане ухудшения состояния. Поэтому под «весенним обострением» в быту понимается ухудшение состояния в осенний и весенний период. Есть довольно много психических болезней, и соматических, которым свойственна эта сезонность. Бывают отклонения в настроении при депрессивном расстройстве, при биполярном расстройстве.

ОСН: А вот эта депрессия, расстройство свойственны в одинаковой степени всем? Мужчинам, женщинам, детям?

Михаил Хорс: Да, эта сезонность может наблюдаться, но пики меняются в зависимости от эпохи. Сейчас идет эпидемия молодежной депрессии. Казалось бы, самое время веселиться и радоваться жизни, но люди массово от 16 до 30 лет впадают в депрессивные и преддепрессивные состояния.

Говоря о весне: вот солнышко светит, птички зачирикали, у девушек ноги отрасли, вот это все. А человек склонный к депрессии на это как реагирует? У него все эти истории могут вызвать еще больший кризис, это зависит от того, как человек трактует происходящее. Если он трактует как «Ну вот, все веселятся, а я один дома сижу», то депрессия усилится. Эта трактовка называется «когнитивной оценкой обстоятельств», в которых живет человек. И, кстати, этой оценкой можно управлять, есть технологии.

ОСН: А вот эта депрессия, когда она настоящая депрессия, чем она характеризуется?

Михаил Хорс: Депрессия — это хроническое состояние. Несмотря на то, что определение депрессии давно дано, граница между нормой и заболеванием очень зыбкая. Поэтому если человек хронически и постоянно находится в угнетенных состояниях, которые негативно сказываются на его жизнедеятельности, тогда можно говорить о депрессии. Опять таки, сколько это — постоянно? Я бы говорил о длительности в несколько недель, месяцев. Опять таки при этом смотрим на картину — может у него горе какое произошло, тогда три-четыре недели погоревать можно.

Наиля Бирарова: Я считаю, что депрессия — это длительное состояние, это болезнь, которая лечится медикаментозным способом. И без лекарств здесь не обойтись. Мы привыкли называть депрессией хроническую усталость, апатию, стресс.  Нам кажется, что если у нас все плохо, то это депрессия. На самом деле это общепринятое понятие, не имеющее отношения к действительности. Депрессией у нас называют те самые весенние и осенние обострения, скачки гормонального фона, смену настроения и подобные внешние факторы, влияющие на наше состояние.

ОСН: Весеннее обострение порой подразумевает под собой не столько депрессию, сколько перевозбужденность, как вы считаете?

Евгений Кульгавчук: Я присоединяюсь к коллегам — депрессией очень часто называют состояние сниженного настроения, причем перепады могут быть и большие, и маленькие. И когда человек говорит, что вчера у него была депрессия, а сегодня прошла, то это была не депрессия. Что касается причин смены этих настроений, то есть не только весенняя, но и осенняя смена. Осенью она связана со сменой светового дня, зимой снижается активность и к весне истощаются защитные силы организма. В этот период происходит удлинение светового дня, перепады давления и организм перестраивается. Это тоже стресс для организма.

ОСН: Кто же больше подвержен весенним обострениям? Кто от них страдает больше: мужчины или женщины?

Наиля Бирарова: Здесь нужно говорить про тот фактор, что женщины больше заточены на эмоциональную составляющую, а мужчины на логическую. Если говорить про весеннее обострение, то конечно женщина это воспринимает более эмоционально. Но я подчеркну, что социальная психология работает со здоровой психикой. В этом случае лучше всего работает договоренность с собой, где каждый день человек будет адаптироваться под тот гормональный сбой, который происходит и осенью, и весной.

Беседовала Диана Кобракова.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!