test

Сотрудничать с Россией или стать колонией США: Зачем Японии «блокировать» Курилы

15 марта 2021, 21:13
15 марта 2021, 21:13 — Общественная служба новостей — ОСН

Сегодня в эфире телевидения Общественной служба новостей обсудили «блокировку» Курил. Как провокации Японии повлияют на отношения с Россией, рассуждали капитан первого ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин, старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов, президент АНО «Евразийский институт молодежных инициатив» Юрий Самонкин, военный эксперт ИА «Ньюс-фронт» Юрий Селиванов.

ОСН: Тучи сгущаются, поступают очередные тревожные сообщения и международная обстановка накаляется. Из Японии поступила информация о новых инициативах, которые выдвигаются, якобы, научным сообществом и касаются Курильских островов. Один из экспертов предложил «блокировать» Курильские острова, чтобы российские корабли не могли технически попасть на эту территорию. Эти заявления носили не государственный характер, тем не менее эта инициатива достаточно быстро распространилась в информационном поле и вряд ли можно представить, что любые заявления академика так тиражируются. Эта инициатива известность получила и сегодня мы постараемся разобраться, что это значит. Что в вашем понимании значит сам термин «блокировка»?

Юрий Селиванов: Вы правильно отметили статус этого высказывания. Насколько это все серьезно? Я посмотрел внимательно на это предложение просто с точки зрения географии: открыл карту, посмотрел на эти проливы. Два пролива он обозначил — пролив Лаперуза между Сахалином и островом Хоккайдо и Сунгарский пролив между японскими островами Хоккайдо и Хонсю. Вряд ли можно говорить о какой-то блокировке между японскими островами, а что касается пролива Лаперуза, то его ширина в самом узком месте достигает 50 км, это где-то 25 морских миль. По морскому праву есть такое понятие, как территориальные воды у любого государства. И эти территориальные воды достигают где-то 12 морских миль. И я как военный эксперт просто логически не могу понять, что стоит за этой инициативой с военно-технической точки зрения. Как собирается Япония блокировать российские суда в территориальных водах РФ? По всем территориальным нормам это — военное нападение одного государства на другое и полномасштабная война.

ОСН: Правильно ли я вас понял, что этот термин «блокировка» по сути означает военные действия?

Юрий Селиванов: На самом деле термины «блокада», и «морская блокада» существуют в международном праве и уже там они рассматриваются как объявление войны. А как на это реагирует на это Россия, то это очень жесткая реакция. Поэтому я не склонен видеть в этом предложении слишком далеко идущие сигналы, но все может быть.

ОСН: Япония обладает достаточно мощными военными силами и ВМФ США там, будем откровенны, неподалеку и в случае чего может тоже подъехать. Есть ли у Японии достаточные ресурсы, чтобы что-то там блокировать?

Василий Дандыкин: Я хочу сказать что на Востоке такие заявления случайными не бывают. Что касается военно-морских сил Японии, то сейчас это серьезные силы, они входят в десятку лучших военных флотов мира. У них идет строительство полуавианосцев, эсминцев, есть современные подводные силы с воздухонезависимыми установками, есть ряд других кораблей. Нужно говорить о том, что это мощная страна с развитым судостроением и с каждым годом у них увеличивается военный бюджет, который уже превосходит военный бюджет РФ. Мы заметили, что последние несколько лет значительно усиливается наш тихоокеанский флот. И Япония выражает некоторую обеспокоенность этим. У наших флотов непростая история, непростые взаимоотношения. Япония отлично представляет, что такое Россия в нынешнее время — значительно усиливается тихоокеанский форпост и флот, так что если будут какие-то провокации, то на них будет адекватный ответ. А что касается американцев, то я думаю, что при всей своей мощи они не будут вмешиваться в это. У них свои взгляды на отношения с Россией.

ОСН: А как вы рассматриваете это заявление? Это хайп, направленный на внутреннюю публику, прощупывание почвы или это такой мониторинг как внутреннего мнения, так и международного?

Василий Дандыкин: Думаю, и то, и другое, и третье. Оно выражает точку зрения большого процента населения Японии, потому что при всей степени информационной пропаганды, можно даже сказать информационной войны, идея возвращения Курильских островов стала идеей фикс не только для руководства страны, но и для большей части населения Японии. Они забыли про Хиросиму, про Нагасаки, про бесчинства, которые случаются на американских базах. Но постоянным остается вопрос о Курильских островах.

ОСН: В Японии есть военная база США, они достаточно плотно взаимодействуют. Не первый год Япония акцентирует внимание на вопросе Курильских островов. Как вы думаете, Япония действует в одиночку или она ощущает поддержку других государств?

Владимир Прохватилов: В российском экспертном сообществе есть мнение и я его разделяю, что муссирование курильского вопроса курируется американцами. Вместе с тем я хочу немного добавить к предыдущему ответу, что если говорить о возможностях и намерениях Японии, то нужно смотреть, что они строят. Они начали масштабное строительство фрегатов, спущено на воду два таких корабля, а предполагается двадцать. В чем особенность этих кораблей? Слабое ПВО, средняя ракетная, мощная артиллерия. Японцы пошли на большие затраты, отказались от американских установок и устанавливают мощные двигатели — это будут одни из самых быстрых кораблей в мире. То есть каким они видят потенциального противника? С не очень сильной морской авиацией, с обширной береговой линией. Для чего он будет использоваться? Мощная артиллерия должна противостоять надводным кораблям и поддерживать морской десант, который будет высаживаться на берег. Вот что о возможностях и намерениях в одном флаконе.

Теперь о третьих лицах. Если обратить внимание, то Россию окружают военные проблемы со всех сторон. На Севере и Северо-Западе ожидаются военные учения НАТО, там уже французские отставные офицеры протестуют, мол, под носом у России бряцаем оружием. На Юге турецкий микро-султан активизировался и очень неоднозначно себя ведет. В Центральной Азии концепция призвана воспрепятствовать интеграции пяти республик в Россией и переключить их на Юг. И активизирована, по крайней мере на вербальном уровне, риторика против России со стороны Японии. Это все классическое англосаксонское психологическое давление, чтобы добиться от России каких-то уступок.

ОСН: Есть такая точка зрения, что острова нужны для того, чтобы создать там современную военную базу. Причем не совсем понятно, японскую или американскую. Как вы относитесь к этой точке зрения?

Владимир Прохватилов: Было бы странно, если бы они не предполагали бы там что-то сделать, если они это получат. Я думаю, что будет американская база, они такую возможность не уступят.

ОСН: То есть вряд ли японцы хотят развивать там сельхозугодья, разбивать рыболовецкие станы..

Владимир Прохватилов: Это будет непотопляемый ракетоноситель.

ОСН: Взаимоотношения России и Японии опираются на многолетнюю историю, вместе с тем, отношения были весьма своеобразными — было две официальные полномасштабные войны с большим количеством жертв. Есть ли какой-то прогноз на будущее, куда идут отношения России и Японии?

Юрий Самонкин: Прежде всего я хотел бы согласиться со всеми экспертами, которые отметили, что Япония, несмотря на противоречивость внутренней политики, не могла одна придумать такую авантюру. Здесь, безусловно, кроется след США и на карту выходит такая «дружелюбная» для нас страна, как Великобритания. Несколько парадоксально, что Япония дружит и выстраивает отношения с Америкой.

На суверенитет России невозможно посягать, в соответствии с тем, что мы 1 июля 2020 года голосовали за поправки к Конституции, в которых прописана незыблемость наших территорий. Начиная с Калининградской области и заканчивая вопросами Курильских островов — это все единый план американского доминирования. Несмотря на то, что Трамп когда-то зарубил трансатлантическое партнерство, то сейчас власть сменилась и мы видим антиутопию предвыборных лозунгов. Думаю, 2021 год будет опять нестабильным в отношении Евразийского пространства, потому что они пойдут в Казахстан, попытаются что-то сделать с Молдавией, вбить клин между Арменией и Азербайджаном, и идти дальше на Восток, потому что там у них появляется такая замечательная страна, которая к 2023 году может выйти в мировое лидерство – Китайская народная республика. Для США важны союзники в тихоокеанском и азиатском регионе. Это прежде всего Япония и Южная Корея.

Отношения России и Японии всегда были парадоксальными и непростыми за все время существования. С окончания второй мировой войны у нас даже не было договора, который бы регламентировал этот исторический спор.

ОСН: В 90-е годы вопрос Курильских островов поднимался и основной темой было то, что Японцам негде жить. Что там нет земли и дополнительные территории необходимы просто как воздух. Сегодня говорят, что эти острова нужны прежде всего для того, чтобы строить военные базы. Как так уже про людей забыли и хотят строить базы.

Юрий Самонкин: На войне все средства хороши. Информационные в том числе, чтобы достать своего геополитического врага. На этой теме легко манипулировать и делать скрытые военные технологии. Но вопрос решения принадлежности Курил демократическим путем еще существует и удивительно, что Япония отказывается его рассматривать.

ОСН: То есть гуманитарное решение вопроса не интересует Японию, когда дело касается Курильских островов. Есть такая версия, что в ближайшие годы в Японии будет объявлен такой кастинг на решение вопроса по Курилам. И это заявление было одним из вариантов. Как вы считаете, какие еще инициативы, прежде всего информационные, могут быть предприняты?

Юрий Селиванов: Почему только информационные? Я сегодня написал статью «Ядерный ход конем», где рассмотрел эти варианты. Ведь темы вокруг Японии не ограничиваются только этим заявлением. Например, 12 марта состоялся очередной брифинг Марии Захаровой, в ходе которого она выразила озабоченность практическими шагами, которые делает правительство Японии. Речь шла о договоренности между правительством Японии и правительством США о размещении на территории японских островов американской системы ПВО. Но это еще не самое страшное, там также будут размещены ракеты средней и малой дальности. Я поразмыслил о причинах и сделал вывод, что это достаточно странно со стороны Японии. Это все равно, что превращать свою страну в мишень для ответного удара. В чем же собака порылась? На мой взгляд, японцы имеют в виду какие-то большие стратегические выгоды. Какие именно? Сейчас, в настоящее время, соотношение сил РФ и Японии на Дальнем Востоке было бы опасным, если бы Россия не была полноценной ядерной державой. Поэтому это тот непобиваемый козырь,который обнуляет японские амбиции в плане силовых методов. Что они замышляют в качестве контр игры? Они замышляют прикрыться американским ядерным зонтиком и таким образом нейтрализовать российский ядерный потенциал.

ОСН: В 90-е постоянно приходили сообщения о браконьерстве японских рыбаков. То есть не военные судна, а рыболовецкие шхуны постоянно заплывали в наши территориальные воды и возникал вопрос: «Ну места, что ли, нет?». Растолкуйте, как же так?

Василий Дандыкин: В Охотском море проходит путь миграции рыбы, а рыба для японцев то же самое, что для нас мясо. То, что там творилось с рыбаками, это было следствием ослабления России. Только сейчас пошли за такое уголовные последствия, а тогда было не до того, не было возможностей у береговой охраны. Сейчас ситуация не на стороне Японии — Россия уделяет достаточно внимания Дальнему Востоку.

ОСН: Когда-то США получили полуостров Аляска и получли контроль над Беринговым проливом. А с этим получили возможность огибать континент, выходить в северные воды. Вот эти островки, вроде Курильских, многих других, можно ли через них кроить континент?

Владимир Прохватилов: Не только можно, но и нужно. Это не какие-то островки, там богатейшие залежи уникальных ископаемых, минералов. Если Америка получит еще и Курилы, то получит стратегический контроль над путями. И поэтому позволять японцам хозяйствовать на этих островах нельзя.

ОСН: Кроме Курильских островов у России и Японии есть какие-то еще направления для сотрудничества?

Юрий Самонкин: Мы пришли на помощь Японии при ликвидации последствий аварии на Фукусиме, и были заключены множество соглашений в плане ядерного сотрудничества, чтобы ситуация больше не повторила. Существуют отдельные контакты между предпринимателями и между странами существует даже международный банк развития. И в этом вопросе сотрудничество успешное. Несмотря на то, что происходят подобного рода коллапсы, японское правительство все понимает.

Кстати, сбываются те прогнозы, которые писали футурологи, что система смещается от западного накопления в сторону тихоокеанского дракона. Поэтому Япония сейчас стоит перед важным выбором: быть суверенной и сотрудничать с Россией, либо быть марионеткой США, колонией. Поэтому все будет зависеть от Японии.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!