test

Начиная с детского шампанского: Откуда берутся вредные привычки

13 марта 2021, 20:24
13 марта 2021, 20:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Сегодня в эфире телевидения Общественной службы новостей говорили о вредных привычках. Мы знаем, что к ним относят не только злоупотребление алкоголем и курение, но и игроманию, и даже неправильное питание. С вредными привычками борются, и борются на разных уровнях. Что такое вредные, полезные и бесполезные привычка, обсудили диетолог Алекс Плато, спортивный психолог Роман Волков, тренер-реабилитолог Марина Власова и председатель правления «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии» Дарья Халтурина.

ОСН: Готовясь к интервью я узнала, что все вредные привычки формируются быстрее, чем полезные привычки. Так ли это?

Роман Волков: Действительно нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Не всегда то, что в одной культуре считается хорошим, считается хорошим и в другой культуре. Когда привычка формируется, с точки зрения психологии, отрицательное подкрепление может формировать негативные привычки быстрее, чем положительные. Когда привычка уже четко сформировалась, нужно смотреть на нее в контексте возраста. У кого мы эту привычку убираем? Если у ребенка, то смотрим в контексте поведения. То есть нужно изменить негативное поведение на позитивное. Если это уже подростки, то все работает на уровне причин — почему сформировалась эта привычка. Если это взрослый сформировавшийся человек, то смотрим в контексте процесса — нужно понять, как исторически формировалась привычка. И человек сам начинает искать вредные привычки и избавляться от них.

ОСН: В этом разрезе это более общественное влияние: родителей, друзей, авторитетов.

Роман Волков: Если брать в контексте развития, то дети больше подражают — видят, как взрослые веселятся, употребляют и воспринимают это в качестве аффекта, как это здорово, мне нравится. Если мы возьмём привычку застолья, злоупотребление алкоголем, то тут дети видят как чокаются, начинают подражать. И в будущем этот комплекс, сформированный понятием хорошего настроения, может проявиться в любой момент.

ОСН: А в питании это, наверное, такая зона, что ты пробуешь что-то новое, что тебе нравится, а потом невозможно от этого отказаться. Как объяснить, что это вредно, как перейти на правильное питание и вообще, всем ли оно нужно? Как расставить границы?

Алекс Плато: Человек не всегда может оценить потенциал своего действия. Вот сейчас что-то съел, понравилось, в дальнейшем это будет складываться и мы неосознанно вводим новую привычку. У нас есть осознанная часть и неосознанная. И как сказал Юнг, пока мы не сделаем нашу неосознанную часть осознанной, она продолжит управлять нашей жизнью, а мы будем называть ее судьбой. В целом, человек живёт привычками. 80% времени в течение дня мы проводим в неосознанном состоянии, выполняя привычки, которые когда-то сформировались. И только 20% нашего действия происходит осознанно. И поэтому когда нам что-то нравится, какая-то контрастная еда по вкусу, то это закрепляется на нашем внутреннем уровне, а если в этот день происходило какое-то событие важное, то эта запись ещё чётче пишется на подкорку мозга и мы если каждый день это дублируем, то в определенный момент просыпаемся с привычкой и считаем, я без этого жить не могу.

Правильное питание не навязывается. Все, что мы видим вокруг — рекламу здорового образа жизни, подтянутые тела — это не то, что нам навязывают. Проводятся исследования, что это востребовано, и на рынок выводиться продукт. Сама мировая тенденция идёт к тому, чтобы перейти на правильное питание.

Касательно питания, нужно понимать, что сейчас на рынке казус — детское шампанское. То есть мы с детства приучаем детей пить. Дальше будут детские сигареты. В долгосрочной перспективе это приводит к вредным привычкам, а мы говорим, что она неосознанно влилась.

ОСН: Я зашла на сайт, посвященный общественному здоровью, и увидела статью «Зачем бороться со старением?». Меня это настолько удивило, потому что там сначала было о вреде курения, потом о вреде алкоголя, а потом вдруг это. Мне показалось это настолько противоречивым, ведь это естественный процесс, мы все стареем.

Дарья Халтурина: Мы все стареем, но с разной скоростью. А образ жизни сильно влияет на скорость старения. По генетическим исследованиям, курильщики стареют быстрее, а потребление овощей и фруктов замедляет этот процесс. Лишний вес ускоряет процесс старения, а физическая активность замедляет. Поэтому ЗОЖ становится старения, которые со временем приводят к различным заболеваниям.

Мы с коллегами изучили мировой опыт, что помогает сформировать полезные привычки. Работают одинаковые подходы, прежде всего формирование среды: устранение нездоровой пищи, государственное регулирование, различные социальные подсказки. В Чили ввели маркировку продуктов питания, выделяя сладкое, жирное и т.д.

ОСН: А как работают контактные запреты на государственном уровне: штрафы за курение, запреты на продажу алкоголя?

Дарья Халтурина: Прекрасно работают, штрафы за курение в общественных местах сразу снижают на 11% распространенность курения. Запрет продажи алкоголя в ночное время тоже повлияло на снижение уровня потребления.

Марина Власова: Люди бросают курить и через десятки лет потребления. У меня знакомой пластический хирург сказал, что для восстановления потребуется отказаться от курения и она бросила раз и навсегда.

Алекс Плато: Бороться с военной привычкой вообще сложно, потому что вся деятельность головного мозга регулируется двумя гормонами: дофамин и серотонин. Мы движемся за счёт желаний и удовольствия, мы так устроены. Вредные привычки вызывают у нас дофаминовый отклик.

Но когда у человека появляется глобальная цель и он начинает всю жизнь рассматривать с точки зрения действий, которые он делает в течение дня, недели и года, и видит, что эти привычки замедляют развитие и отказываясь от них получает свой дофаминовый отклик. Эта система не будет работать, пока у человека в фокусе не будет цели.

А вот делить еду на правильную и неправильную, это такой сомнительный подход, такой хаос от этого стоит. Здоровой едой можно доесться до таких объемов!

Роман Волков: Есть понимание нравится/не нравится — это природный уровень, есть полезно/вредно — социальный уровень, а есть истина/ложь. А говоря о том, что такое истина, тут работает теория когнитивного диссонанса: человек, который курит и знает, что это вредно, он всегда будет искать информацию, что это не вредно. Когда психолог начинает работать с вредной привычкой, он должен знать, чего ждать. Нужно начинать с условий. Как говорил один политик, перестанут пить и курить — начнут вешаться. И это тоже проблема. Если мы у человека что-то забираем, то мы должны дать ему что-то взамен и более ценное, чем то, что забрали.

Дарья Халтурина: На индивидуальном уровне это работает. Я слышала историю, как парень бросил курить и увлекся игрой на бирже. Но на уровне государства это не очевидно, оно может только создать условия, когда полезные товары более доступны. Ранее у нас мало что делалось для правильного питания, а сейчас многие страны мира запрещают рекламу вредных продуктов, направленных на детей.

Марина Власова: По поводу маркировки, покупатели не всегда отличают полезное от вредного. Если на упаковке написано «фитнес», то все, это безвредно, если написано «без жира», то мы похудеем.

ОСН: Обычный покупатель в регионе как покупал колбасу, так и покупает. И там не до состава. Вот в таком случае как распространить информацию на том же вопрос уровне?

Алекс Плато: У меня создалось ощущение, что мы все ждём каких-то нереальных условий, когда государство что-то нам создаст. Мне кажется, это психологический уход от личной ответственности. В наше время нет проблем с информацией, на этикетках все пишут, в интернете информации море. Основная задача, мне кажется, заключается в том, чтобы сделать людей более ответственными за себя.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!