test

Экономика

Забрать у одних, отдать другим: по кому ударит «налог на Google»

4 марта 2021, 17:24
4 марта 2021, 17:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Новый налог в поддержку IT-отрасли предложили ввести в России.  Так называемый «налог на Google» коснется зарубежных IT-компаний, которые пользуются данными россиян. Как будет внедряться инициатива и коснется ли рядовых пользователей, рассказывает Общественная служба новостей.

Новый налог

В правительстве России задумалось о введении нового налога на деятельность зарубежных компаний, анализирующих поведение россиян. По данным «Ведомостей», об этом говорили на совещании с представителями IT-компаний и вице-премьером страны Дмитрием Чернышенко.

Фото: twitter.com

Налог будет направлен на поддержку IT-отрасли и будет формироваться при помощи зарубежных IT-компаний, которые используют данные о россиянах для дальнейших рекламных кампаний. «Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы», – отметил один из представителей отрасли.

Кроме того, на совещании обсудили вопрос о перераспределении средств НДС на оказание иностранными организациями услуг в электронной форме. «Налог на Google» ввели четыре года назад для продающих софт, игры и базы данных иностранных организаций.

Схожие проекты

Ранее о введении в России «цифрового налога» для крупных иностранных цифровых компаний, который получают прибыль от оказания услуг в России, задумывался Минфин. Смысл цифрового налога заключается в том, чтобы обязать международные IT-компании платить процент с выручки от оказания цифровых услуг российским пользователям. Сейчас технологические гиганты, такие как Amazon, Google, Facebook, работают по всему миру, но платят налог на прибыль по месту регистрации штаб-квартиры, что позволяет им сокращать выплаты. При этом социальные сети, поисковые сервисы и маркетплейсы специально переносят штаб-квартиры в страны с низкими налоговыми ставками.

Фото: Topcontent

По состоянию на февраль этого года, ведомство изучало иностранный опыт в этой сфере, параллельно с обсуждением наднационального налога, который распределялся бы потом между странами. В мире проблему несправедливого распределения налогов в IT-секторе отметили еще в 2015 году. По подсчетам американского Национального бюро экономических исследований, в том же году транснациональные компании перевели в низконалоговые юрисдикции около 40% прибыли. Только в период с 2013 по 2015 год Google и Amazon недоплатили Евросоюзу налогов на сумму около 5,5 миллиарда евро.

Мировая практика

Одной из первых стран, решивших ввести цифровой налог, стала Великобритания, где с 1 апреля 2020 года налогом по ставке 2% облагается прибыль, полученная от британских пользователей социальных сетей, поисковых служб и интернет-магазинов. По данным газеты Financial Times, правительство рассчитывает получить с цифрового налога до 500 млн фунтов стерлингов.

Фото: handyschaft.de

Еще раньше, в феврале 2020 года правительство Испании одобрило законопроект о налоге на прибыль цифровых гигантов, но на сегодня он все еще не рассмотрен парламентом страны. Там предлагается взимать 3% от прибыли компаний с годовым оборотом более 750 млн евро. Этот налог должен принести в бюджет страны почти 1 млрд евро в год.

Законопроект о налогообложении цифровых компаний был принят во Франции в 2019 году. Он составил 3% от прибыли получаемой на французской территории и коснулся компаний с оборотом 750 млн евро, из которых 25 млн евро были заработано во Франции. Уведомления о необходимости уплатить налог за прошлый год было выслано в Facebook и Amazon, но был ли он уплачен, пока не известно.

Ранее в эфире телевидения Общественной службы новостей интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев оценил перспективы введения нового налога и возможные последствия.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!