test

Журналист Радзиховский рассказал, кто заставил Горбачёва развалить СССР

3 марта 2021, 17:27
3 марта 2021, 17:27 — Общественная служба новостей — ОСН

Мысль о том, что именно Михаил Горбачёв виноват в крахе Советского Союза, очень популярна в народе. Есть даже люди, которые призывают отдать Горбачёва под суд за развал СССР.

Поэтому в день, когда последнему Генеральному секретарю КПСС и единственному президенту СССР исполнилось 90 лет, Общественная служба новостей обратилась к журналисту и политическому обозревателю, эксперту Координационного совета некоммерческих организаций России Леониду Радзиховскому.

Мы попросили объяснить, как надо относиться к фигуре Горбачёва на фоне изменений, произошедших за 2020 год. Ведь Россия очевидным образом начала сворачивать с того курса, который проложил Горбачёв.

Леонид Радзиховский
Леонид Радзиховский. Фото: rg.ru

Вот что нам рассказал Радзиховский.

Представитель сил Истории

Во-первых, Горбачёв никакого курса не проложил. Я бы сказал, что «им проложилось». Не то, чтобы за его спиной действовали какие-то хитрые силы, которые его направляли. Эти силы действовали, только это был не ЦРУ, и не «международное еврейство», «масонство» или «капиталисты».

Горбачёва двигало то, что называется «крот Истории» – объективные исторические силы. А Горбачёв был просто их внешним представителем. То, что он сделал, всё равно должно было произойти так или иначе.

Можно было чуть-чуть протянуть это удовольствие, Советский Союз мог просуществовать ещё несколько лет. Но, в принципе, эта модель государства и эта модель экономики, и эта модель идеологии – всё это к тому моменту, когда Горбачёв стал генсеком, были уже неконкурентоспособны.

Прежде всего не в силу каких-то объективных экономических или ещё каких-то показателей. А в силу того, что люди – и советские элиты, и советское население – разуверились в той идеологии, которая оправдывала существование советского союза.

Страна на холостом ходу

Какое-то время вера в эту идеологию держалась государственным террором. Но после Войны большого государственного террора фактически не было, хотя и оставалась угроза террора. А когда ушла и угроза, страх ослаб, а вера превратилась просто в ритуал, пришло понимание, что СССР превращается в такое государство, которое просто крутится на холостом ходу. Оно боится пошевелиться в какую-то сторону, и долго продолжаться такое не может.

Были у СССР и после Войны огромные, даже фантастические достижения. Прежде всего, конечно, в космосе. И это воспринималось «на ура», но это не доказывало большинству населения преимущества данного строя.

А с начала 70-х, когда и космические достижения в значительной степени стали привычными, Советский Союз существовал не в идеологии Марксизма. И даже не в идеологии Ленинизма. То, что было тогда, можно назвать «идеологией Брежневизма» или даже «идеологией Суслизма». Основной её постулат: «Ничего нельзя менять»

(прим. ред. по фамилии Михаила Суслова – члена Политбюро ЦК КПСС, идеолога партии во время правления Брежнева).

Пирамида из стульев

Считалось, что ничего нельзя менять, необходимо стоять на месте. Словно бы страна – это пирамида, собранная из стульев и малейшее неосторожное движение – опрокинет её. А Горбачёв начал двигаться. Он не мог не двигаться, потому что таковы были всеобщие ожидания: что-то менять надо.

С одной стороны, высшее партийное руководство понимало – и абсолютно правильно понимало, – что менять нельзя ничего. А, с другой стороны, настроения общества, которые лучшим образом отразил Цой в словах «Перемен! Требуют наши сердца».

Естественно, что как только Горбачёв начал двигаться, то в строгом соответствии с опасениями Брежнева и Суслова, «пирамида из стульев» рухнула. Собственно говоря, что бы Горбачёв не делал – он мог действовать более осторожно, менее осторожно, умнее, топорнее – результат был бы тот же самый.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!