Эколог Пукалов рассказал, как в Краснодарском крае спасают птиц от последствий разлива мазута

23 декабря 2024, 17:28
Фото: Unsplash / Forest Simon
23 декабря 2024, 17:28 — Общественная служба новостей — ОСН

15 декабря 2024 года в результате крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе произошел масштабный разлив нефтепродуктов. Под угрозой оказались сотни птиц и животных, спасение которых продолжается по сей день.

О том, как спасают птиц на берегах Анапы корреспонденту Общественной службы новостей рассказал эколог, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.

«Я только что вернулся из штаба по спасению птиц, расположенного в поселке Витязево по адресу Черноморская улица, дом 2. Меня очень порадовал хозяин этого комплекса, который несколько своих боксов отдал под нужды волонтеров. Там продолжают принимать птиц. Но сразу хочу сказать, что сегодня их количество значительно меньше. Если вчера количество замазученных птиц с испачканным пером подходило к 800-820, то сегодня речь уже о десятках. Те, кого могли спасти, уже спасли», — передает специалист с места событий.

Эколог отмечает, что большинство птиц, попавших в беду, удается спасти. Как правило, помочь не получается тем, кто уже наглотался мазута.

«Например, в 2007 году после разлива нефти в Керченском проливе погибло около 35 тысяч птиц. Сейчас такого количества погибших птиц нет, несмотря на то, что объем разлива в 2 раза больше. Коэффициент выживаемости очень высокий. То есть из 100 птиц, которые привозятся в центр на Черноморскую 2, погибают всего 5 или 6», — говорит эксперт.

Роман Пукалов отмечает работу врачей и волонтеров, которые больше недели работают на месте событий. Благодаря им удается минимизировать ущерб и спасти как можно большее количество птиц, попавших в беду.

«Ветеринарные врачи, высококлассные специалисты, не спали уже несколько суток, но все равно выходят на работу. Всего через штаб волонтеров сегодня прошло около 2700 человек. И количество людей, работающих на пляже, несмотря на безобразную погоду и шторм, не уменьшается»

blockquote

Эксперт поясняет, что дальнейшая судьба спасенных птиц зависит от их состояния. Однако, на месте ведется строгий контроль за тем, куда направляются птицы после их первичной очистки от мазута.

«Что будет потом с этими птицами? Сразу после помывки их нельзя отпускать в природу. У них повреждено оперение, некоторым требуется длительная передержка, порой до следующего года, пока у них не поменяется оперение. Тех птиц, которые более-менее хорошо себя чувствуют, выпускают в дикую природу. А тех, которым требуется реабилитация, отправляют в Ставрополь в Центр реабилитации диких животных. За этим идет строгий, внимательный общественный контроль», — уверяет собеседник издания.

Что касается случаев с дельфинами, эколог не может дать опровержение или подтверждение ситуации.

«Документально 100% подтвержденных случаев, что дельфины выбрасываются на берег от мазутного загрязнения, у меня нет. Гибель животных в море – это естественный процесс. И нельзя сказать, что десятки дельфинов погибли именно от мазута. Возможно, только некоторые из них», — считает Роман Пукалов.

Он также отмечает общую экологическую ситуацию в регионе. Эколог называет наиболее опасный сценарий развития событий, который может случиться в ближайшее время.

«В Анапе ситуация с загрязнением мазута меняется ежечасно. Есть серьезные опасения, что пятно по поверхности воды пойдет на север, миновав Крымский мост, пройдя через Керченский пролив. Оно может затронуть Запорожско-Таманский орнитологический заказник. Это самое большое опасение, потому что в заказнике в это время концентрация птиц может доходить до полумиллиона особей», — обращает внимание специалист.

В завершении беседы Роман Пукалов также затрагивает тему дальнейшей переработки загрязненных грунтов.

«Сейчас с пляжей Анапы снимается несколько десятков тысяч тонн загрязненных грунтов. Временная точка перегрузки в хуторе Белый, куда все это целенаправленно свозится, не приспособлена для вторичной переработки. Это лишь временное накопление в виде огражденной бетонной площадки».

«Для дальнейшей рекультивации загрязненного песка якобы используют Афипский нефтеперерабатывающий завод. Но на нем нет там таких мощностей. Поэтому вопрос с переработкой загрязненного мазутом песка остается открытым. Его очень много сейчас на пляжах»

blockquote

«Глубина загрязнения начинается уже на 60 сантиметрах. Это все нужно будет снимать и вывозить. В противном случае курортного сезона не будет. Чем лучше поработаем в эти дни, тем меньший ущерб будет нанесен природе», — подводит итоги эколог.

Напомним, что потерпевшие крушение судна перевозили около 9 тыс. т мазута суммарно. По официальным данным нефтепродуктами в Краснодарском крае загрязнено около 60 км береговой линии. В регионе продолжаются работы по ликвидации последствий нефтяных разливов.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.