Юрист Русяев рассказал, как накажут студентов за оскорбления преподавателей
5 декабря 2024, 12:24
Оскорбления учителей в школах и преподавателей в вузах также нередки, как и превышение полномочий педагогов.
Столкновение интересов и поколений давно прописано у Тургенева. Но как вести себя и тем, и другим с юридической точки зрения? Об этом в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей рассказал юрист Илья Русяев.
Он напомнил, что в отличие от школьников, которые до достижения возраста административной ответственности действительно могут избежать санкций за недопустимое поведение, студенты вузов, как правило, уже являются совершеннолетними гражданами.
«В вузах студенты достигают возраста правоспособности и несут полную юридическую ответственность за свои действия. Но возникает тревожная тенденция: некоторые обучающиеся считают, что хамство и неуважительное поведение в отношении преподавателей может оставаться без последствий», — заявил он.
Такие заблуждения, по мнению эксперта, не только ошибочны, но и чреваты серьезными правовыми и дисциплинарными санкциями, включая отчисление, привлечение к административной ответственности, а в ряде случаев — и проверку на наличие признаков экстремистской деятельности.
«Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, оскорбление личности (статья 5.61 КоАП РФ) влечет за собой наложение штрафа, и это применимо как к публичным унижениям преподавателя, так и к агрессивным высказываниям в студенческих чатах или на парах. Если же речь идет о более серьезных действиях, например, распространении заведомо ложной информации или угроз, такие инциденты могут быть квалифицированы по статьям Уголовного кодекса РФ», — уточнил Русяев.
Особую опасность, по его словам, представляет собой ситуация, когда административные сотрудники вуза, такие как деканы или заместители по воспитательной работе, закрывают глаза на подобное поведение. Он уточнил, что игнорирование или, что еще хуже, оправдание таких действий может восприниматься как пассивное одобрение.
«С точки зрения законодательства, подобное может быть расценено как нарушение Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ведь провоцирование конфликтов и поддержка неуважительного поведения в вузовской среде способны способствовать созданию токсичной атмосферы, где антагонизм и враждебность становятся нормой», — указал он.
Дополнительную тревогу, как отмечает юрист, вызывает практика обсуждения таких ситуаций в общестуденческих чатах.
«Нередки случаи, когда студенты, добившиеся мягкой позиции деканата или избежавшие дисциплинарных мер, начинают публично хвастаться своей “победой”. Сообщения типа «Мне сказали, что извиняться не нужно, и я права!» или «Я выиграла — преподаватель бессилен!» становятся поводом для подражания другими учащимися. Однако такие действия не только разрушают учебную среду, но и могут быть квалифицированы как формирование группы по интересам, действующей на подрыв устоев образовательного процесса, что при определенных условиях также подпадает под признаки экстремизма», — пояснил Русяев.
Юрист уверен, что преподаватели, столкнувшиеся с хамством или публичными оскорблениями, имеют законное право инициировать дисциплинарное разбирательство в рамках вуза. Он напомнил, что если администрация игнорирует такие жалобы или принимает решения, которые фактически поощряют провинившихся студентов, преподаватель вправе обратиться в надзорные органы.
Он назвал несколько таких механизмов защиты: жалоба в прокуратуру, обращение в Рособрнадзор или заявление в правоохранительные органы.
«Важно помнить: университетская среда — это не только место обучения, но и институт формирования профессиональной и гражданской ответственности. Студенты должны осознавать, что свобода слова и поведения не означает свободы от последствий. Хамство, нарушение устава вуза и неуважение к преподавателям являются нарушениями, которые рано или поздно повлекут за собой соответствующие санкции как в рамках образовательного учреждения, так и за его пределами», — пояснил эксперт.
Илья Русяев напомнил, что отказ извиниться или признать вину, вопреки позиции преподавателя, только усугубляет проблему и формирует у студента иллюзию вседозволенности. Он уточнил, что законодательство четко расставляет границы, за которые переступать нельзя.