test

Общество

Глава СП РФ Шелищ: Дефицита сливочного масла в России не будет благодаря высоким ценам

22 октября 2024, 13:36
Фото: pixabay.com/Efraimstochter
22 октября 2024, 13:36 — Общественная служба новостей — ОСН

Высокие цены на сливочное масло обеспечивают наличие этой продукции на полках магазинов. Если в России принудительно ограничат стоимость данной товарной категории, это неизбежно приведет к ее дефициту. О том, почему сливочное масло в РФ останется доступным для потребителей даже при высоком уровне цен, Общественной службе новостей рассказал председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

По данным Росстата, с начала года сливочное масло подорожало на 19,43%, причем более 9% роста пришлось на период с августа по первую неделю октября. Сейчас цены на этот продукт в некоторых случаях превышают 1000 рублей за килограмм. Как отмечают производители, подорожание связано с увеличением себестоимости данного продукта, ростом издержек и дефицитом сырья. Некоторые из них на этом фоне даже начали сокращать производство сливочного масла и приостанавливать отгрузки товара торговым сетям, сообщают «Известия».

«Если каким-то образом административно запретить поднимать цену, то тогда возникнет дефицит».

blockquote

Впрочем, дефицита данной продукции в стране не предвидится, заявили в Минсельхозе. По прогнозам ведомства, к концу 2024 года ожидается даже увеличение объемов производства сливочного масла. Ранее в министерстве также отказались от введения потолка цен на эту товарную категорию.

«Минсельхоз дает совершенно правильный ответ. В рыночной экономике дефицитов не бывает, а вот цены могут серьёзно подрасти, — говорит Петр Шелищ. — Цена — это и есть тот самый регулятор спроса, который обеспечивает наличие товара на полках. Если каким-то образом административно запретить поднимать цену, то тогда возникнет дефицит. Цена устанавливается продавцом на его страх и риск, конечно, но из расчёта на то, что имеющегося у него продукта хватит, чтобы удовлетворить потребительский спрос по установленной цене. По более низкой цене он останется с пустыми полками, а по более высокой потеряет потребителя, который просто уйдет к его конкуренту».

При этом производитель не может поставлять свою продукцию в торговые сети по ценам ниже своего объективного предела, который состоит из себестоимости реальной продукции, производственных издержек и нормы прибыли, которую он ожидает получить, продолжает эксперт. Соответственно, пока изготовители молочной продукции могут повышать отпускные цены и таким образом обеспечивать рентабельность производства, сливочное масло будет доступно для покупки российским гражданам, а значит, и об угрозе дефицита говорить не приходится.

«Если начнут ограничивать цены, как в своё время было с растительным маслом и сахарным песком, это может на какой-то момент сработать, если будет большое внимание органов власти, но потом это бумерангом ударит по тем же потребителям. Начнут, как и тогда, закрываться заводы, производящие этот продукт и так далее», — отметил собеседник издания.

Это, однако, не значит, что сливочное масло в стране скоро станет запредельно дорогим. Как минимум потому, что у подорожания есть свои пределы – если люди попросту перестанут покупать тот или иной продукт из-за слишком высоких цен, производителю придется забыть о прибыли. Кроме того, ранее Минсельхоз сообщал о намерении нарастить импорт сливочного масла из дружественных стран. По мнению Шелища, это разумный шаг, поскольку расширение предложения сбалансирует спрос и в том числе приведет к снижению цен. А если импортное масло вдруг окажется дешевле отечественного, это тоже станет стимулом для российских производителей снижать свои отпускные цены.

«Не каждого потребителя надо защищать».

blockquote

Помимо прочего, в стране также предусмотрены механизмы по защите потребителей, продолжает эксперт.

«Не каждого потребителя надо защищать, давайте примем эту аксиому. Надо защищать тех потребителей, доходы которых действительно ставят под удар их возможность покупать жизненно необходимые товары, включая то же сливочное масло. В больших количествах оно, конечно, не полезно совсем, и даже наоборот, может приводить к избыточному весу, но вообще это полезный продукт. И чтобы люди могли его покупать, ФАС в последние годы нашёл, как мне кажется, очень правильный инструмент – он добивается от торговых сетей минимальной наценки не более 5%, а иногда даже нулевой, на товары так называемого первого ценового ряда, то есть самые дешёвые из данной категории. Можно обсуждать, насколько они по качеству соответствуют, но будем исходить из того, что обязательные требования в этих товарах нижнего ценового ряда соблюдаются. То есть это не маргарин, выдаваемый за масло, это все-таки сливочное масло», — говорит он.

Таким образом, проблем с доступностью сливочного масла в дальнейшем не будет, считает Шелищ. «А вот с ценами точно будут, и не только на масло», — резюмировал он.

Ранее в разговоре с ОСН глава СПРФ Петр Шелищ объяснил, как продавцы меда подталкивают поставщиков к фальсификации.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!