test

Винодел Попович и ресторатор Прасов рассказали о перспективах винного туризма в РФ

5 августа 2024, 18:02
Фото: pixabay.com
5 августа 2024, 18:02 — Общественная служба новостей — ОСН

Винный туризм или «энотуризм» становится все более популярным в нашей стране. Из-за закрытия многих туристических направлений им интересуется все большее количество сограждан — как и отечественным вином, которое становится все более востребованным у потребителей.

Самым развитым и популярным направлением энотуризма в данный момент является Краснодарский край, за ним следует Крым. Все большую актуальность он приобретает в Ростовской и Волгоградской областях, а также в Ставрополье и Дагестане. Недавно было объявлено о запуске проекта «Винные дороги России», созданного для объединения интересов турбизнеса и винного рынка на юге страны.

В Европе винный туризм – давно устоявшаяся традиция. Насколько перспективно это направление в России? Каково текущее положение дел и можно ли говорить о каких-то национальных особенностях? В беседе с корреспондентом Общественной службы новостей своими мнениями поделились председатель Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.

Энотуризм и его перспективы

Как рассказал Леонид Попович, винным туризмом в России занимаются уже лет 10-15, однако масштабно об энотуризме у нас заговорили в течение последних 5 лет. Если судить по сообщениям в прессе, в стране наблюдается настоящий бум, однако на деле российский энотуризм пока еще развивается – постепенно и поступательно.

Действительно, возникла критическая масса виноделен и появилась инфраструктура, где винными туристами готовы системно заниматься. В Краснодарском крае, а также в Крыму и Севастополе появляется все больше таких виноделов. Они думают о создании глэмпингов, заключают договоры с гостиницами о размещении туристов, чтобы посетители не только продегустировали вино, но и смогли нырнуть в то, что мы называем «гастротуризмом» – то есть, попробовать эти вина в местных ресторанах, притом в сочетании с местными блюдами.

Очень важно и то, что в последние годы власти стали уделять этой отрасли большое внимание. Например, Минсельхоз рассматривает энотуризм как разновидность аграрного туризма. Россельхозбанк также занимается этим вопросом, и даже выделяет определенные квоты и субсидии. Не говоря уже о том, что администрации Краснодара, Севастополя и Крыма уделяют ему очень большое внимание и работают над созданием винных маршрутов, или «винных дорог». Сейчас этот бум понемногу докатился и до Дагестана, где начали строительство и создание очень серьезной инфраструктуры.

В общем и в целом, сегодня слово «энотуризм» стало привычным. Многие из тех, кто едет на юг и планирует отдых у моря, часто рассматривают и поездки на винодельни. И если лет 10 назад люди, которые хотели создать новую винодельню, думали, в основном, о посадке винограда, строительстве предприятия, реализации товара, то сейчас, например, в Краснодарском крае уже на стадии проектирования и посадки хозяева и инвесторы думают не только о том, как построить винодельню, но также и о том, как создать вокруг неё определенную структуру для приема энотуристов.

Энотуризм – нишевый сегмент или отдельное направление?

С иной стороны на ситуацию смотрит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.

По его словам, с точки зрения рынка, энотуризм как самостоятельное направление – это минимальный, абсолютно нишевый сегмент. Ноль целых, ноль десятых. В большинстве случаев, это не более чем дополнительная часть программы и отнюдь не самостоятельное направление.

И эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Сложно предположить, что огромное количество россиян или международных туристов отправится в тур по винодельням. Допустим, кто-то летит в Крым и параллельно заезжает на 2-3 локации, та же самая история и в Краснодарском крае. Часть аудитории перемещается на автомобилях, и может позволить себе куда-то заехать и что-то продегустировать. Есть организованные группы, которые достаточно масштабно возят туристов, например, в Абрау-Дюрсо. Но все-таки – даже в этом случае винный туризм не является самостоятельной целью пребывания.

К тому же, надо помнить о том, что винодел и его предприятие не зависят от наличия или отсутствия туристов. Его основная прибыль — производство и продажа вина. Безусловно, на винодельнях возникает какая-то туристическая инфраструктура. Самое простое — это дегустационный зал, магазин или ресторан. Следующий этап – строительство бутик-отеля или гостиницы. Средний формат, номеров до 60-80 максимум. Возможно, винные СПА, предлагающие винную и косметическую терапию. Но, так или иначе, чаще всего винодельни посещают все-таки в рамках экскурсий. Проводят там несколько часов с дегустацией, с покупкой понравившихся вин.

То есть, в общем-то, очень нишевая сфера, которая пока что не является потоковой и самостоятельной.

Тем временем, миколог Вишневский рассказал о субтропических грибах в Сочи и Краснодарском крае. Подробнее — в материале Общественной службы новостей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!