test

Юрист Русяев рассказал, что может грозить Лебедеву и Дудю* после иска Мизулиной

2 августа 2024, 18:24
Фото: Агентство «Москва» / Сандурская Софья
2 августа 2024, 18:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Недавно блогер и дизайнер Артемий Лебедев дал трехчасовое интервью популярному журналисту Юрию Дудю*, после которого член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина незамедлительно подала на обоих в суд. Причиной стали слова дизайнера, критически высказавшегося в адрес самой Мизулиной и её «Лиги безопасного интернета».

Общественница посвятила этому интервью пять постов в своем телеграм-канале и заявила, что готовит иск о защите чести и достоинства в отношении Лебедева и Дудя* из-за сведений, порочащих её честь и репутацию, в связи с чем потребует взыскать с них компенсацию в 10 млн руб., которые направит семьям участников СВО.

Ситуацию в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей прокомментировал юрист Илья Русяев. По его словам, в контексте данного иска следует рассмотреть несколько ключевых юридических аспектов.

Прежде всего, необходимо отметить, что защита чести, достоинства и деловой репутации регулируется статьей 152 Гражданского кодекса РФ, согласно которой гражданин вправе требовать опровержения порочащих сведений, если их распространитель не докажет, что они соответствуют действительности.

Также Мизулина заявила о намерении взыскать 10 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда. Однако важно понимать, что сумма компенсации определяется с учетом характера нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости. К тому же, практика показывает, что суммы компенсаций обычно значительно ниже заявленных. Например, по данным судебной статистики, средний размер компенсации по подобным делам редко превышает несколько сотен тысяч рублей.

Кроме того, суд будет учитывать контекст высказываний Лебедева. Если его слова будут расценены как выражение мнения, а не утверждение, то это может существенно повлиять на исход дела. Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 24.02.2005 №3, мнения, оценочные суждения и убеждения не являются предметом судебной защиты, поскольку не могут быть проверены на предмет соответствия действительности.

Важным фактором является и статус участников конфликта. Екатерина Мизулина является публичной фигурой, что, согласно практике, предполагает более высокий уровень допустимой критики. Что касается Юрия Дудя*, то его роль в данной ситуации как интервьюера может быть рассмотрена судом отдельно.

Согласно закону «О средствах массовой информации», журналист не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если они являются дословным воспроизведением высказываний интервьюируемого лица. Тем не менее, статус Дудя* как «иностранного агента» может повлиять на рассмотрение дела.

В целом, резюмировал эксперт, перспективы удовлетворения иска Мизулиной в полном объеме представляются неоднозначными. Суду предстоит тщательно взвесить все обстоятельства дела, включая контекст высказываний, их фактическое содержание, статус участников конфликта и потенциальный ущерб репутации истца.

* – признан иноагентом на территории РФ

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!