test

Общество

Нестихийные бедствия: Техногенные катастрофы, которые привели к мутациям

25 июля 2024, 15:41
25 июля 2024, 15:41 — Общественная служба новостей — ОСН

22 июля в индийском местечке Ситапур, что в штате Уттар-Прадеш, появился на свет ребенок с двумя лицами, а также лишней парой ног и рук, которые торчат из груди малыша.

«Несомненно, это настоящее чудо, — заявил ошеломленный отец ребенка, крестьянин Рампал Деви столпившимся вокруг односельчанам. — На нас снизошли божья благодать и благая удача!»

Сложно сказать, к счастью или к несчастью, однако ребенок умер спустя пять часов после появления на свет. Деформация, с которой родился мальчик, настолько редкая, что у врачей пока нет для нее названия. Так или иначе, это не первый инцидент — аналогичный случай произошел в Уттар-Прадеше не далее как в прошлом ноябре.

Другого ребенка, девочку по имени Лали Сингх, рожденную с двумя лицами в пригороде Дели в 2008 году, поспешили объявить воплощением божества Дурги. Она скончалась два месяца спустя. Подобные «чудеса» — не редкость среди представителей низших каст, проживающих свою жизнь в нечеловеческих условиях, страдающих от наследственных заболеваний и вырождения. Свою лепту вносит и ужасающая экологическая ситуация в стране.

Бхопал: молитва о дожде

Самой масштабной по числу жертв считается катастрофа в индийском городе Бхопал, которая произошла в 1984 году в результате выброса 42 тонн паров метилизоцианата на химическом заводе американской корпорации Union Carbide. Облако ядовитого газа накрыло территорию в 40 кв. км, где располагались трущобы и железнодорожный вокзал.

Точное количество жертв, скончавшихся той ночью, неизвестно. По официальным данным, непосредственно в день аварии погибли несколько тысяч человек. Другие источники утверждают, что по меньшей мере 7000 человек умерли только в течение первых дней, а общее количество пострадавших, по разным подсчетам, оценивается в цифру от 200 до 600 тысяч. В отличие от Чернобыля, никто и не подумал предохранить город и его население от дальнейших последствий: например, эвакуировать жителей или дезактивировать окружающую местность.

Причина катастрофы до сих пор официально не установлена. Наиболее вероятная версия — грубое нарушение техники безопасности. Характерно, что руководитель корпорации Уоррен Андерсон не понес никакого наказания, а расследование и процесс продолжались 25 лет, и лишь в 2010 году самый гуманный в мире индийский суд признал восьмерых топ-менеджеров бхопальского предприятия виновными в непреднамеренном убийстве. За эту катастрофу — крупнейшую в истории человечества — они были приговорены к штрафу и двум годам тюрьмы условно.

Трагедию увековечили в фильмах «Экспресс на Бхопал» и «Молитва о дожде». И неожиданно — культовый советский фантаст Кир Булычев в повести «Смерть этажом ниже», где крестный отец Алисы Селезневой неожиданно выступил в амплуа Стивена Кинга. Вместе с тем произведение отсылало отечественного читателя к еще одному инциденту — в советском городе Кемерове в 1983 году.

Кемерово: желтый туман

Вечером 15 ноября 1983 года на кемеровском заводе ПО «Прогресс» — крупнейшем предприятии ВПК, производившем взрывчатые вещества, — в результате инцидента при сцепке тепловоза и цистерн произошел выброс хлора. По официальным данным, тогда погибло 26 человек и не менее 200 пострадало.

Поскольку газообразный хлор тяжелее воздуха, он начал распространяться по территории предприятия, стелясь по земле. Медицинские бригады, вызванные на место происшествия, не имели средств химзащиты, и были госпитализированы из-за отравления. К счастью, многим удалось эвакуироваться на крыши и верхние этажи, куда облако ядовитого газа не поднялось.

«Очень хорошо помню гробы, которые стояли в актовом зале школы. Это были семьи учеников, у которых погибли оба родителя. Тела были сине-зеленые. Серьги, кольца золотые на покойных были тоже зеленого цвета», — рассказывал очевидец.

Директор предприятия и начальник цеха № 2 были сняты с должности, машинист — приговорен к лишению свободы. По словам местных жителей, бригада, в смену которой произошла трагедия, была пьяной, и впоследствии некоторые снова устроились работать на завод.

«Я даже видела человека, про которого говорили, что он из той бригады, спрашивала, с каким чувством он теперь живет. “С нормальным, — ответил он, — это ж по пьянке было”.», — вспоминает одна из жительниц Кемерово.

Бая-Маре: как вода стала полынью

Инцидент, случившийся 30 января 2000 года в Румынии, называют «вторым Чернобылем» и самой крупной экологической катастрофой в Европе после трагедии на советском ядерном реакторе. Компания Aurul, принадлежавшая властям Румынии на паях с австралийской компанией Esmeralda Exploration, добывала золото с использованием метода цианирования.

Сперва цианид сбрасывали в воду, перекрытую дамбой близ города Бая-Маре. Однако прорыв дамбы привел к тому, что колоссальные объемы ядовитой воды попали в реку Сомеш, входящую в систему Дуная, а через пять недель после утечки цианида произошел еще один разлив воды, содержавшей тяжелые металлы. В результате концентрация цианида в Сомеше выросла в 800 раз, а в притоке Дуная Тисе, куда впадает зараженная река, вымерло до 80 % живых существ. Как следствие, содержание цианида в Дунае оказалось в 50 раз выше нормы на тех участках, куда попала вода из Тисы.

Специалисты до сих пор затрудняются оценить точное количество человеческих жертв и пострадавших. Точно известно, что катастрофа привела к массовой гибели рыбы в водном пространстве Восточной Европы и Балкан. Кроме того, в результате утечки оказалась загрязнена вода, которую употребляли около двух с половиной миллионов жителей Венгрии.

Впрочем, запретить цианирование золота в Румынии так и не удалось. Представители компании Esmeralda Exploration заявили, что освещение инцидента в СМИ «политически ангажировано», а эффект от разлива цианида «сильно преувеличен» — несмотря на то, что зимой 2000 года правительство временно запретило ловить рыбу в Дунае и использовать эту воду для питья. Что касается рыбы, то, по словам представителей компании, она умерла не из-за цианида, а от недостатка кислорода после замерзания реки.

Минамата: болезнь кошачьего танца

Подобная и столь же ужасная экологическая катастрофа произошла в Японии задолго до инцидента с ядерной установкой в Фукусиме. На протяжении нескольких десятков лет компания Chisso, производящая пластмассы, сбрасывала метилртуть в залив Минамата, где местные жители постоянно ловили рыбу, которую затем ели и продавали на рынках.

Синдромы заболевания, вызванные хроническим отравлением, выявили в 1956 году и впоследствии назвали «болезнь Минамата». В числе симптомов — нарушение моторики, парестезия, ухудшение речи, ослабление зрения и слуха, а в тяжелых случаях — паралич, нарушение сознания и летальный исход.

Поначалу предполагалось, что заболевание было инфекционным, однако вскоре и животные начали вести себя странно: коты дергались в конвульсиях, отчего синдром прозвали «болезнью кошачьего танца», с неба падали птицы, в заливе пропали водоросли, а рыба всплывала брюхом вверх.

Некоторые из жертв болезни Минамата сходили с ума, теряли сознание и умирали в течение месяца. Имелись также жертвы с хроническими симптомами, которые не столь заметны, но чрезвычайно затрудняют повседневную жизнь, а также пациенты с врожденным заболеванием, которые родились с патологией в результате воздействия метилртути на матерей, употреблявших в пищу зараженную рыбу.

Мировому сообществу стало известно об этом только в начале 70-х годов благодаря фотографии «Томоко Уэмура в ванной», сделанной американским журналистом. На черно-белой фотографии изображена мать, которая обнимает свою сильно обезображенную обнаженную дочь в традиционной японской ванной.

В 2020 году на экраны вышел английский художественный фильм «Минамата» с Джонни Деппом — история фотожурналиста Юджина Смита, который сделал тысячи снимков, пытаясь привлечь внимание общественности к катастрофе. Однако символом болезни, по мнению Смита, должна была стать только одна — бьющая точно в цель — фотография.

Над Кубанью-рекой, над седою водой

Как бы то ни было, загрязнение природной воды является одной из самых серьезных экологических проблем и в России. По оценкам активистов, первое место в этом списке занимает река Кубань.

Загрязнение Кубани происходит не только в последнее время. Ситуация приблизилась к катастрофической еще в 80-е годы, когда более 60 % всего стока составляли воды не только из канализации, предприятий и свалок, но и от сельскохозяйственного использования.

В наши дни жители Краснодарского края ежедневно становятся свидетелями слива сточных вод. Река, где периодически случается мор рыбы, мутнеет, пенится, чернеет, становится непригодной для купания.

По результатам проведенных исследований Роспотребнадзор установил превышения предельно-допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ. В этом году дело было взято на контроль председателем СК РФ Александром Бастрыкиным.

Между тем стало известно, смогут ли приучить россиян к муке из жуков. Подробнее — в материале Общественной службы новостей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!