test

Общество

Блеск и нищета курьеров: Как устроена работа доставщиков в Москве

10 июля 2024, 11:34
фото: Общественная служба новостей
10 июля 2024, 11:34 — Общественная служба новостей — ОСН

Для большинства из нас курьер — это безликий человек на побегушках. Мы мало что знаем об этой многочисленной армии эмиссаров Гермеса. Тем временем в СМИ пишут о том, что столичные курьеры сегодня зарабатывают наравне с IT-специалистами на начальных и средних позициях. Так, по данным «Мигрант Сервис», в июне средние зарплаты курьеров достигли 150 тысяч рублей. Другие источники говорят о 200, а то и 300 тысячах ежемесячно.

Правда это или слухи? Так ли это на самом деле?

На вопросы корреспондента Общественной службы новостей ответил профессиональный курьер, который предпочел представиться как Дэн, трудящийся на этом рынке уже около 10 лет.

«150 тысяч средняя зарплата? Это, конечно, полное вранье. Это верхний предел. Если работать 250-300 часов в месяц, то есть выходить каждый день по 12 часов, практически без выходных, если у тебя хороший электровелик или моноколесо, то на самом деле средний заработок где-то в пределах сотни.

Если посмотреть на общую массу «кур» (курьеров), то часть из них подрабатывает в свободное от учебы время. Например, по вечерам, по 4 часа. Основная же масса работает пяти- или шестидневку, по 8-9 часов. Есть и ударники, которые трудятся полную неделю без выходных. Им нужно кровь из носу сделать 120 тысяч каждый месяц, а потом уехать домой. В основном это мигранты».

– Какова средняя зарплата курьера? Можно ли по аналогии с IT говорить о джунах, миддлах и сениорах (то есть младшем, среднем и старшем звене) с соответствующей разницей в иерархии и заработке?

«Разделение на фракции и грейды есть. Это приходит, во-первых, с опытом, во-вторых, с вложениями. То есть, допустим, пешком производительность примерно 250-300 рублей в час. На велике — больше доставок и больше шансов на чаевые: 300-350, зимой 400 рублей в час можно заработать, если быть активным и знать город.

Больше всех получают электрокурьеры, моноколесники — вообще боги. А пешим — это полное дно. Это начальная позиция, когда у тебя вообще нет денег и ты здесь не от хорошей жизни. Это тяжело, это долго и денег не очень много.

Вторая стадия — это велосипед. Там уже и дальность, и производительность выше, а следовательно, и заработок. Но есть своя специфика, нужно уметь чинить велосипед и знать ПДД. Ну и третий, высший грейд — это сотрудники доставок по какому-то определенному району или те, которые только по центру города гоняют. Желательно на велосипеде-колхознике с двумя-тремя аккумуляторами заряженными. Вот они делают 350 рублей в час даже летом, когда заработки падают в два раза по сравнению с осенью и зимой.

В целом работать летом невыгодно, единственный плюс — хорошая погода. Оплата падает, возрастает нагрузка. Начинаются всякие чистки, придираются: пятнышко на сумке или элемент формы не соответствует стандартам. Половина клиентов уходит на отдых. В общем, многое зависит от сезона. Если тяжелые погодные условия и мало курьеров, то заработок может быть до 500-600 рублей в час.

В общем, получаем где-то 100-120 тысяч в месяц. Есть еще бонусы, чаевые, но это все сезонно и рандомно».

– Существует ли кадровый голод в данной отрасли? Возможно ли сделать карьеру?

«Кадрового голода нет совсем. Бывают такие периоды, когда компания начинает жестко шерстить работников, придираться к качеству, понижать зарплату, тогда часть курьеров, которые здесь ради бабла, со своим электровеликом, оборудованием, с опытом переходят в другие компании, которые предоставляют лучшие условия.

Если у тебя есть смартфон, более-менее крепкое здоровье, хоть какой-то велик или нормальные шмотки, можно заработать 1500-2000 рублей за полный день, это нижняя планка. Это то, что делают пешие курьеры в агрегаторах.

blockquote

Карьеру? Можно просто наизусть выучить город, особенно если по району ездишь. Это сокращает время доставки, уменьшает потерю нервов, увеличивает шанс на чаевые, а также повышает количество заказов. Кроме того, существует система рейтинга, и наиболее активные курьеры с большей вероятностью получают заказ.

Есть “проверялы”. Служба поддержки и диспетчеры фиксируют нарушения. Ещё программа сама смотрит по усредненному времени доставки, там есть система скрытого рейтинга. Если медленно и плохо выполняешь заказы, опаздываешь, то система тебя кидает в дальние поездки довольно редко. Есть постоянные фотоотчеты по внешнему виду, которые перед каждой сменой желательно отсылать. Фото сумки, формы, себя и транспортного средства. Есть проверяющие, которые следят за ресторанами, есть контрольные закупки. Бывает, что сотрудники проверяют качество доставки: выдают себя за клиента, делают пробный заказ, а потом фиксируют все, что курьер нарушает. Кроме того, периодически проводятся тесты по правилам ПДД. И если есть какие-то проблемы, могут понизить рейтинг, а это влияет на заказы и на заработок. Могут вообще заблокировать, если злостно нарушаешь или не справляешься.

Иногда набирают в офис сотрудников службы поддержки, или в команду технического обслуживания. Но я слышал, что эта работа еще более нервная. По деньгам то же самое, если не меньше. И вообще их не очень уважают, потому что они часто решают проблемы шаблонно или же не решают их вовсе, а это задерживает доставку, портит нервы клиенту и курьеру. Мы их не очень любим, потому что, как правило, они работают “на отвали” и очень редко по-настоящему включаются в решение вопроса».

– Как обычно нанимают/предоставляют курьеров? Есть ли организации с собственными курьерскими службами?

«В основном это агрегаторы. Агрегатор — это сервис, который предоставляет тебе информацию о заказах и сводит тебя с заказчиком. По сути, курьер — это просто получатель информационных услуг, а компания занимается предоставлением этих услуг.

Сейчас уже появляются рестораны, которые имеют собственную службу доставки и сами следят за качеством. Какая-нибудь пиццерия, кофейня, суши, вок и так далее. Ведь обычный курьер может устать, или ему долго ехать до точки. Потом, у него нет мотивации делать все быстро. Таймер идет, нет резона его обрывать, себе дороже. Некоторые перестают следить за собой. Грязная сумка, неопрятный вид, заспанный. Может попасть в ДТП, разбить заказ, да и вообще, просто неприятно такого встречать».

– Кто обычно идет в курьеры? Существуют ли нормативы и стандарты для поступления на работу?

«Нормативов особых нет, но крайне желательна грамотная речь на русском языке. Кроме того, надо более-менее разбираться в приложении, хотя уже куча языков в нем есть. То есть понимать интерфейс, понимать, что говорят сотрудники.

Когда я устраивался, спрашивали паспорт, медицинскую книжку оформили. Выдали форму, посмотрели транспорт. Установили приложение на телефон, настроили. Потом тест на знание программы и весь регламент — как что доставлять, как можно и как нельзя, какие нарушения, что за это бывает. Затем тебя подключают к сервису, подключают «Мой налог», выдают форму и сумку, ставят пробные смены. Все.

Идет сюда кто угодно. В основном мигранты. Они работают по 250, по 300 часов в месяц и в общагу уходят спать. Мотивация понятна, ребята просто приехали сюда на заработки.

blockquote

Вторая категория — это студенты. Между сессиями, после занятий, на карманные расходы подзаработать. Третья категория — должники, алиментщики, люди, которых жизнь прижала. Они пошли в доставку, чтобы выйти из петли. Четвертая — это всякие маргиналы, люди без определенной профессии, оказавшиеся в трудном положении.

Есть еще и такие, кто не хочет сидеть дома. Это я. Купил велик у таджиков, купил смартфон и пошел в доставку, чтобы воздухом свежим дышать, без денег не остаться и ездить, где хочу».

– Каковы типичные нарушения со стороны работодателей?

«Раньше, бывало, часто задерживали зарплату. Еще — выдачу сезонной формы. В мае, в жару — половина курьеров ездит в зимних куртках, просто форму не завезли. Могли курьеров без объяснения причин выкинуть. Иногда кидали на зарплату, неоправданно уменьшали выплаты, увеличивали зону доставки.

Можно отметить пофигизм по отношению к медкнижкам. У меня просрочена на два года, но контроль прошла спокойно. По-хорошему, меня за это можно было бы заблокировать.

Еще в морозы не дают согреться. Бывает так, что я набираю опоздания, якобы слишком долго задержался у клиента, а я просто греюсь. Потом нужно работать быстро, чтобы восстановить рейтинг.

Сейчас в целом все нормально, особых нарушений нет».

– Можно ли говорить о какой-либо защите прав курьеров?

«Был такой деятель, Кирилл Украинцев. Он боролся за права трудящихся, мигрантов, устраивал забастовки, акции. Курьеры не выходили на линию, тем самым повышая спрос. Задача была простая — поставить раком весь агрегатор. Отчасти сработало, улучшились условия труда».

Профсоюз «Курьер» возник в июне 2020 года. Организация неоднократно призывала к забастовкам. Поводом послужили невыплата зарплаты и недовольство системой штрафов. Также курьеры требовали, чтобы компания заключала с ними трудовые договоры и уменьшила зону доставки до 2 км для пеших курьеров. Впоследствии лидера профсоюза Кирилла Украинцева признали виновным в неоднократном нарушении правил проведения митингов и поместили в СИЗО.

«Сейчас никакого профсоюза я не знаю. Есть группы в телеграме, Союз курьеров России и так далее. Но они занимаются разовыми акциями, и про серьезное лоббирование интересов работников речи нет. К тому же половина участников — бывшие курьеры, которые современных реалий не знают, в поле не выходят. А работники, занятые в сфере доставки, слишком измождены тяжелым трудом, чтобы заниматься профсоюзной деятельностью, притом бесплатно, с риском быть уволенным или даже оштрафованным.

Прав, по сути, у курьера нет.

blockquote

Есть страховка. Но это не панацея. Только с пятого дня болезни начинаются выплаты, 1000 рублей в день, и только для тяжелых ситуаций. Я ни разу не пользовался и не приходилось.

Фактически на ТК положен болт. Все, кто хочет заработать, вынуждены работать больше 40 часов в неделю. Про киргизов и прочих мигрантов вообще молчу, там Трудовой кодекс идет спать».

– И обратная ситуация: каковы типичные нарушения со стороны курьеров?

«Были уникумы, которые дублировали приложения. Некоторые модели смартфонов это позволяли. То есть имели по два аккаунта. И, грубо говоря, на один капает минималка, 150 рублей в час, на другом курьеры возят заказы и получают двойную оплату. Эта тема была года полтора, потом их вычислили и уволили.

Еще если не успеваешь куда-то, если опоздал больше чем на полчаса по неуважительной причине, тебя штрафуют. Так вот, некоторые просто ставят приложение для подмены геолокации и кидают фейковую локацию на точку старта.

Один из способов нагибать клиента — долго везти заказ. Клиент раздосадован, отменяет его, и заказ оказывается твой: можешь его съесть, или угостить других, или продать. Впрочем, тех, кто специально под такие ситуации подводит, потом банят. И сейчас уже наладили клиентскую связь с поддержкой, в любой момент можно посмотреть, где ты находишься.

Нельзя сдавать свой аккаунт кому-то другому. Периодически всплывали истории продажи аккаунтов тем, кого заблокировали. Поэтому сейчас ввели проверку с помощью селфи, чтобы убедиться, что ты — это ты.

Можно устроить итальянскую забастовку — то есть работать по регламенту.

blockquote

Если что-то не нравится, все массово начинают работать по таймеру. Например, ты приехал к клиенту, а таймер еще тикает, ты ждешь, пока дотикает, и только потом отдаешь заказ. Мы массово наказываем работодателя таким способом, потому что другие виды забастовок чреваты. Вообще блокируют за малейшие упоминания или какой-то намек на участие в забастовке.

Некоторые имитируют поломку велосипеда зимой, чтобы получить пеший статус на время починки, а потом забирают на велосипеде заказы пешие: делают таким образом больше, получают бонус.

Еще можно было свой заказ переслать в какой-нибудь закрытый чат, где сидят твои кореша-курьеры. Кто-нибудь из них приходит, забирает заказ. Потом ты приходишь. Где мой заказ? А его забрал другой курьер, разбирайтесь в поддержке. Того, кто забрал заказ, уже не найдешь, у него заклеен номер».

– Существует ли конкуренция между российскими сотрудниками доставки и мигрантами?

«Конкуренция и вправду есть. У мигранта преимущество в том, что это землячество, все друг с другом знакомы, на одном языке говорят, один и тот же менталитет. Русские атомизированы, разобщены. Например, мигранты буквально в течение суток узнают, что какой-то агрегатор поднял оплату или какие-то бонусы появились. У русских такой взаимовыручки нет.

Второе преимущество — разница в курсе киргизского сома и прочих национальных валют к рублю. Здесь они получают, грубо говоря, сотню, а там она превращается в 130-140, а то и 150. Поэтому если условный Вася Пупкин вкалывает за 30 тысяч после основной работы и получает в рублях, то мигрант, вернувшись на родину, получит вдвое больше.

Раньше было 9 к 1 соотношение мигрантов и русских, сейчас где-то 8 к 2. А на доставках элитных, которые по центру города, с большими чеками и хорошими условиями, там вообще 50 на 50. Но 75 % доставки так или иначе занято мигрантами. Они физически более крепкие, у них нет комплексов по поводу престижности этой профессии. Из-за массового засилья мигрантов падают цены, и работодатель старается максимально сэкономить, а местным конкурировать с ними сложно. По сути, более выгоден киргиз, который полгода здесь, полгода там и приходит вкалывать по-черному, без отдыха».

– Могут ли официально работающие курьеры быть замешаны в транспортировке нелегальных, запрещенных вещей или веществ, и были ли прецеденты?

«Были случаи, курьеры развозили запрещенку. Наркоту раскидывали, закладки делали, но их всех вычисляют довольно быстро. Как правило, наркошопы сами сдают своих подельников, и там все по геолокации легко отследить, через биллинг, через анализ маршрута, через камеры. Может быть, в других городах ситуация иная, но в Москве, где полно камер, где досмотр в метро, все это очень сложно.

Так что, в целом, курьеры занимаются именно тем, что доставляют еду.

blockquote

– Можешь ли описать обычный рабочий день курьера? Расписание и распорядок дня?

«Начинается он, на самом деле, в предыдущий день, после окончания рабочей смены. Высушить одежду, поставить транспорт на зарядку, осмотреть его, починить, если что-то сломалось. Работаю я с 11-12 утра, поэтому встаю около 10. И вот, начинаю, допустим, в центре, а закончить могу где-нибудь в Химках спустя 12 часов, сделав примерно 35-37 заказов. Притом это могут быть как пачка чипсов с капучино, так и 5-литровые баклахи воды или мешки с собачьим кормом и подъемом на 5 этаж без лифта.

За это время могу дважды промокнуть под ливнем и все на себе высушить, проехать в общей сложности 50-70 километров и заработать, в зависимости от сезона, от 2,5 до 5, а то и 7 тысяч за смену».

Тем временем биохакеры пытаются изменить свою природу. Подробнее — в материале Общественной службы новостей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!