test

Общество

Врач Эдигер: Противозачаточные таблетки могут приводить к депрессии и тромбозам

14 марта 2024, 17:36
14 марта 2024, 17:36 — Общественная служба новостей — ОСН

Гормональная терапия может приводить к ряду негативных последствий, включая сокращение продолжительности жизни пациента. Часто, однако, этот способ лечения остается единственным эффективным вариантом, например, при недостаточности надпочечников, поэтому медикам и больным приходится принимать все риски. При этом в отдельных случаях кажущуюся безальтернативной гормональную терапию все же можно заменить на другую, включая препараты органического происхождения. Об этом Общественной службе новостей рассказал специалист по токсикологии и фармакологии, врач-патологоанатом Александр Эдигер.

«Любое вмешательство в гормональную систему есть один из самых драматичных шагов, которые можно себе представить с точки зрения физиологии, медицины и биологии человека в целом, будь то попытка терапии заболеваний самой эндокринной системы человека, попытки терапии аутоиммунных заболеваний, или попытки воздействия на рост и так далее», — говорит собеседник издания.

Медик отметил, что сегодня существует масса заболеваний, при которых пациентам приходится давать «огромные дозы гормонов просто как средство воздействия». Однако это всегда имеет «по-настоящему драматические последствия», включая инвалидизацию человека, подчеркнул он. Поэтому риски гормональной терапии должны тщательно взвешиваться, поскольку цена такой победы над болезнью может оказаться слишком высокой, сказал Эдигер.

«Это всегда очень драматично для организма человека».

blockquote

«Введение гормона извне, будь то гормон природный или гормон синтетический, полусинтетический – это всегда огромное нарушение систем и балансов, и это всегда очень драматично для организма человека и никогда не обходится без последствий. Одно из них, которое является совершенно бесспорным в любом случае – это, безусловно, сокращение жизни человека», — продолжает эксперт.

Риски сокращения продолжительности жизни возникают во время гормональной терапии при онкологии, гематологических и неврологических заболеваниях, а также в ситуациях, когда пациентам дают огромное количество гормонов коры надпочечников, указал врач. Он добавил, что медики вынуждены идти на такие меры, хотя в «некоем итоге» это и сокращает жизнь пациентов.

Менее очевидны угрозы заместительной гормональной терапии, которую так же безальтернативно применяют при недостаточности щитовидной и надпочечной желез, и при нарушениях женского здоровья, например, проблемах в работе яичников. Побочные эффекты во время ЗГТ тоже возможны, однако отследить и с научной точностью установить, сокращает ли она жизнь или нет, невозможно, поскольку на длительность жизни влияет еще множество факторов, указал Эдигер.

При этом в отдельных случаях ЗГТ все же может быть замещена другими методами лечения, считает собеседник издания. Так, если нарушения в работе щитовидки и надпочечников не оставляют больному выбора, то гормональные проблемы по гинекологической части – «плохой климакс» – вполне могут быть решены альтернативными способами: препаратами других групп, изменением образа жизни и даже органическими препаратами на уровне БАДов, отметил врач. Он указал, что особую эффективность в коррекции гормональных проблем показали компоненты из бурых морских водорослей, брокколи, а также регуляторные пептиды.

«Далеко не все женщины возвращаются в состояние физиологической нормы [после приема противозачаточных]».

blockquote

Так или иначе, вмешательство в гормональную систему человека не всегда окружено ореолом безальтернативности. Сегодня люди делают это и на добровольной основе. Яркий пример – это комбинированные оральные контрацептивы (КОК), то есть противозачаточные средства. Эдигер заявил, что он является «тяжелым противником» таких препаратов, поскольку «любое гормональное воздействие должно быть ювелирным и индивидуализированным». В реальности этого достичь не удается. О побочных эффектах гормональной контрацепции он говорит:

«Их достаточное количество. Это, например, повышение опасности тромбозов, особенно если [прием КОК] сопровождается ещё и курением. Это те или иные нарушения функционирования самих яичников, в основном после отмены. Даже если оральные контрацептивы применяются не только с целью контрацепции, но и с целью терапии некоторых процессов, после них далеко не все женщины возвращаются в состояние физиологической нормы. Это также масса неврологических проблем, это мигрень, это депрессия та же самая. И самый главный вопрос, который до сих пор не закрыт, потому что чрезвычайно много исследований на эту тему делается – это опасность развития злокачественных опухолей как последствия применения КОКов».

Не менее пагубным может оказаться и гормональная терапия в отношении детей. Сегодня в западном обществе бурно обсуждают этичность и безопасность применения блокаторов полового развития, то есть препаратов, которые замедляют развитие репродуктивной системы ребенка. По словам Эдигера, вмешательство в гормональное развитие детей особенно чревато тем, что не только оказывает воздействие на их здоровье здесь и сейчас, но и влияет на всю их дальнейшую жизнь, буквально определяя их будущее.

Ранее в разговоре с ОСН врач Александр Эдигер усомнился в этичности выращивания искусственных человеческих органов.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!