test

Мнения

Иван Юдинцев: ГИБДД: верность древним традициям в эпоху цифровизации

Иван ЮДИНЦЕВ
Заведующий отделом «Общество» Общественной службы новостей, пресс-секретарь КС НКО
25 ноября 2020, 19:15
25 ноября 2020, 19:15 — Общественная служба новостей — ОСН

Коронавирус болячка не страшная, но паскудная. В подавляющем большинстве случаев люди переносят её даже не замечая. Но если карта легла неудачно, и ты не попал в число «бессимптомных», то всё протекает очень сложно и болезненно. Вплоть до смертельных исходов, если есть какие-то отягчающие ситуацию хронические болезни.

В особенности это касается стариков. Они же все – сплошной сборник этих самых хронических болезней.

Поэтому разумные люди, например, я, стараются ограждать своих престарелых родителей от общения с общественным транспортом. Это очень удобный, недорогой, а в сегодняшнем Подмосковье ещё и комфортный способ перемещаться в пространстве. Но старикам стоит отменить его до лучших времён.

Поэтому две недели назад поздней ночью мой автомобиль мчался по одной из подмосковных трасс в сторону столицы. Моя матушка – неугомонный человек. Уже полтора десятка лет может законно отдыхать на пенсии, но крестьянское воспитание не позволяет сидеть без дела. Поэтому приходится воскресным вечером выполнять трансфер с дачи до московской квартиры.

Дорога в этом направлении хорошая, езжу по ней давно, потому знаю наизусть все повороты и светофоры. Даже единственное место, где можно увидеть пост с живыми сотрудниками ГИБДД, тоже известно. Впрочем, обычно через него проезжал без проблем. Даже если и останавливали, то отпускали через минуту: правила я соблюдаю, документы всегда в порядке, пьяным за руль – даже в мыслях никогда не было.

Но не в этот раз.

Герои ночных дорог

Не буду делать тонкие намёки, скажу прямо. Лично я считаю, что пост в посёлке Деденёво Дмитровского района выставляется с целями более чем понятными. Их прекрасно знает любой, кто ездит по российским дорогам. И с безопасностью движения эти цели имеют весьма касательные отношения.

Потому что иначе сложно объяснить, зачем в данном месте – без крутых поворотов и закрытых участков – выборочно останавливают водителей для проверки документов.

Небольшой рабочий посёлок, через него – извилистая дорога, на которой особо и разогнаться-то негде. Приличное количество светофоров, работающих даже ночью. Люди едут небыстро, скоростной режим соблюдают. Если и превышают, то строго в рамках, которые допускают наши ПДД: до 20 км/ч – нарушение, за которое КоАП не предусматривает штрафа.

Но есть на дороге такие водители, которым, скажем так, есть что скрывать от сотрудников ДПС. Какие-то нелады со страховкой или регистрацией. Остаточный после выходных на даче «хмельной газок». А то и, вообще, оставленные дома документы.

И вот в таких случаях пост может принести немало пользы. Как с точки зрения отчётности по выявленным правонарушениям, так и с позиции иных выгод. Которые, повторюсь, понятны любому российскому водителя, но которые мы из деликатности обсуждать не будем.

Неожиданная забота

В общем, когда меня в этот раз остановили на посту, это не вызвало никакого беспокойства. Привычная минутная задержка, не более, как думалось поначалу.

Однако, при проверке моего водительского удостоверения, сухой и деловитый голос инспектора вдруг потеплел. Он задушевно, и даже подсвечивая жезлом-фонариком, объяснил: срок действия прав закончился пару недель назад. Поэтому, с точки зрения закона, я не имею права управлять легковым транспортным средством.

Мне тут же было рассказано, что нарушение это очень серьёзное. Штраф за такое – немаленький. Уж точно выше, чем за превышение скорости более чем на 60 км/ч. А после того, как заботливый инспектор убедился, что в машине две женщины (мама и жена), тут же была сообщена радостная новость: ещё и транспортное средство надо будет изъять и отправить на штрафную стоянку.

Чтобы полностью проникнуться красотой момента добавлю: дело происходило в районе двух часов ночи. Общественный транспорт не ходит. А в Подмосковье, наконец, пришли ноябрьские заморозки.

Принципиальность и трудолюбие

Как я уже говорил, люблю ездить по правилам. Добавлю: испытываю какое-то не слишком свойственное непокорному русскому духу удовольствие соблюдая знаки, разметку, следуя сигналам светофоров. Более того, глубоко уверен: ПДД – это прекрасный образец того, как должны писаться законы. Кратко, понятно, без поправок на социальный статус и половую принадлежность.

Поэтому за все 10 лет, что прошли с получения прав, штрафов у меня – двух рук хватит, чтобы пересчитать. Все пустяшные вроде небольшого превышения или не слишком правильного перестроения в поворотный ряд. Аварий – ровно две. И оба раза приезжали в меня. Поэтому, признаю: вообще забыл думать о том, что права надо обновлять.

Если смотреть по-крупному, они мне были нужны только в моменты оформления страховки. А в остальное время – просто держи при себе, чтобы доказать, что ты не шалопай, который даже экзамены сдать не может.

Поэтому признаюсь, попытался уговорить инспектора, который меня останавливал, на небольшую сделку с совестью. Нельзя ли в зачёт корректной безаварийной езды сделать вид, что меня вообще не останавливали? Пообещал даже, что завтра же исправлю недочёт и лично привезу продемонстрировать новую карточку.

Но такой план инспектора не вдохновил и он, подождав ещё минут десять, и повздыхав, начал оформлять протокол.

Тогда и я, со вздохом достав пресс-карту, телефон и диктофон, начал собирать материал для возможного репортажа о непростом труде сотрудников ДПС. Раз уж предстоящий рабочий день у меня будет провален, то надо выжать из ситуации хотя бы что-то дельное.

Должен заметить, ничего дельного зафиксировать не получилось. Ну, не считать же интересной фактурой то, что инспектор уже после того, как протокол был подписан и мною и понятыми, вносил в него какие-то правки. Понятно, что нарушение, но ведь мелочи.

Да и напарник заботливого инспектора, пока оформлялись документы, никого не останавливал, документы не проверял. Так что даже кадры с сотрудником ДПС за работой получить не удалось.

Все два часа, что были потрачены на оформление документов, описание машины, погрузку её на эвакуатор – всё это время оба инспектора были полностью поглощены моим правонарушением.

Сбросим старьё с квадрокоптера современности

В целом, фактическую часть случая можно считать законченной. Теперь немного размышлений.

Я, конечно, всё понимаю: если человек водит машину без водительского удостоверения – это крайне серьёзное нарушение. Просто зададимся вопросом: а почему у него нет прав? Он их ещё не получил? Или их у него отобрали за езду в пьяном виде или другое не менее серьезное правонарушение?

В обоих случаях такому человеку никак нельзя за руль. Потому что автомобиль – это, как ни крути, транспортное средство, повышенной опасности. И доверять его управление можно только ответственному человеку. То есть тому, кто доказал, что знает ПДД, подтвердил навыки вождения и не совершал грубейших нарушений.

Но в моём-то случае дело просто в том, что права просрочены. Единственное, что я упустил – это что у них есть срок действия. И надо доехать до ближайшего отделения ГИБДД, чтобы получить новые.

При этом, я бы понял, если бы получение новых прав сопровождалось пересдачей экзаменов. Потому что новые правила появляются постоянно. Да и существующие водители норовят забывать.

Но нет, экзамены сдавать не надо. Нужно только снова принести медицинскую справку. Но это, можно прямо утверждать, в данном случае является профанацией. Ведь, пока действовали старые права, никого  состояние здоровья водителя не волновало. Он уже год мог быть слепым как крот, но технически ничто ему не мешало водить автомобиль.

В результате, данное переоформление прав никак не добавляет безопасности на дороге. При этом создаёт ненужные проблемы водителям и нагружает отделы, которые выписывают эти самые права, бесполезной работой.

Я уже молчу о том, что это отвлекает сотрудников ДПС от непосредственного поддержания безопасности на дорогах. Повторю: на оформление моего случая было потрачено 4 человеко-часа. Сколько за это время мимо прошло машин с превышением скорости? Сколько хмельных водителей не было проверено?

Может быть в наше время, когда цифровизация наступает на нас по всем фронтам, стоит подумать о том, чтобы сдать в архив процедуру переоформления прав? Или, наоборот: сделать её ежегодной. Ведь проходим же мы ежегодно техосмотр? Почему бы не проводить контроль и самого важного элемента автомобиля: водителя?

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!