test

Общество

Юрист Хаминский: Если маркетплейсы не желают жить по совести, придется их заставить работать по закону

6 марта 2024, 18:16
6 марта 2024, 18:16 — Общественная служба новостей — ОСН

В Государственную Думу внесен законопроект, устанавливающий дополнительные требования к деятельности маркетплейсов. Нововведение касается в основном запрета взыскивать дополнительные платежи при возврате товаров.

Беспардонная наглость отдельных игроков рынка в прошлом году привела к массовым протестам со стороны владельцев пунктов выдачи заказов и шквалу жалоб покупателей.

О необходимости принятия поправок рассказал руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.

«В российском государстве издавна не жаловали торговцев-рвачей. Про них даже придумали специальное выражение — драть три шкуры, что означает обирать, вымогать. Маркетплейсы, которые уже лет 10 призваны стать флагманами цивилизованной торговли в Интернете, на поверку оказались именно такими рвачами», — указал он.

Объяснил специалист и что такое маркетплейс. Он напомнил, что, с одной стороны, это агрегатор, собирающий информацию о предлагаемых продавцами товарах и размещающий ее на страницах своего сайта в сети Интернет, а с другой — крупнейшая логистическая компания, обеспечивающая хранение и транспортировку сотен миллионов единиц товара.

Но есть, как отметил юрист, одна особенность: маркетплейсы не имеют собственных пунктов выдачи заказов. Их роль выполняют агенты — ИП или микропредприятия в форме ООО.

«И здесь возникает вопрос: кто будет нести расходы по возврату товаров, которые по разным причинам не подошли потребителям? Ведь покупая заочно, без примерки, всегда можно ошибиться с размером или цветом. Но даже в таких ситуациях маркетплейсы предпочитали перенести проблему с больной головы на здоровую, попросту сдирая деньги и с покупателей, и с владельцев ПВЗ», — пояснил он.

Хаминский напомнил, что после многочисленных жалоб граждан Роспотребнадзор занял жесткую позицию: никаких дополнительных поборов с покупателей быть не должно. В противном случае — штраф по каждому выявленному факту. Маркетплейсы попробовали пойти другим путем — брать компенсацию за оплату товара картой.

«Но здесь на подмогу Роспотребнадзору пришел ЦБ РФ, и рвачи снова получили по рукам. И тогда агрегаторы решили обирать владельцев ПВЗ. За них Роспотребнадзор точно не заступится, так пускай платят штраф за потребительские возвраты. Такой, по большому счету, рэкет привел многие пункты фактически к банкротству. Вчера они были партнерами, а сегодня стали бесправными рабами. И тогда люди, честно делавшие свой маленький бизнес на выдаче посылок, обратились за помощью к властям», — указал эксперт.

Собеседник издания уверен, что законодатели посмотрели на ситуацию внимательно и пришли к следующим выводам. Как бы ни назывался договор между маркетплейсом и ПВЗ, он, как отмечает юрист, по сути является договором возмездного оказания услуг по выдаче посылок гражданам. Возвраты таких посылок являются действиями граждан при реализации закрепленных потребительским законодательством прав. И это никак не может являться основанием для наложения штрафных санкций на третьи лица.

«Таким образом, вводимые нормы устанавливают защиту не только от монополистической деятельности крупнейших игроков, но и восстанавливают социальную справедливость, о которой в последнее время так часто говорит президент России Владимир Путин», — заявил он.

Александр Хаминский высказал пожелание к законодателям: ускорить процесс принятия законопроекта и предусмотреть строгое наказание за нарушение установленных требований.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!