test

Общество

Глава «Росчайкофе» Чантурия: Чай в России подделать невозможно

8 февраля 2024, 15:05
8 февраля 2024, 15:05 — Общественная служба новостей — ОСН

Рынок чая в России сегодня практически не подвержен фальсификациям и контрафакту, хотя в 90-е с этим и возникали проблемы. Сейчас шансы нарваться на поддельный продукт при покупке чая почти полностью исключены, причем касается это как массового сегмента дешевой продукции, так и дорогого чая, завезенного, например, из Китая. Об этом Общественной службе новостей сообщил гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Он также рассказал о причинах устойчивости чайного рынка к фальсификату.

На сегодняшний день 95% чая на массовом рынке производится внутри России на фабриках российских же производителей. Причем 75% от этого объема занимает продукция всего пяти отечественных компаний – все они находятся под пристальным вниманием контролирующих организаций, что исключает возможность продажи фальсифицированного продукта, отметил эксперт.

«Все фабрики как на ладони».

blockquote

«Это одна из форм гарантии. Когда рынок состоит из импортной и локальной продукции, тут всегда есть много разных способов чего-нибудь «схимичить». А когда у вас все фабрики как на ладони, то, если какая-то из них начнёт что-то нарушать и будет на этом поймана, дойти до неё какому-нибудь Роспотребнадзору не составит никакого труда», — говорит Чантурия.

Кроме того, большое значение в сегодняшней «неподдельности» российского чая имеет политика федеральных розничных сетей, через которые реализуется подавляющее большинство чайной продукции, заметил глава «Росчайкофе». Так, чтобы иметь доступ к розничным каналам продажи, поставщикам нужно соблюдать ряд условий вроде наличия рекламных кампаний и инвестиций в продвижение через эти каналы. Нужно это для того, чтобы розничная сеть «видела и понимала», что закупленный у производителя чай будет продаваться и обеспечивать доход. Собственно, ни одна нелегальная компания и подставное юрлицо не сможет соблюсти искомые требования, поскольку для этого нужны большие финансовые затраты.

При этом прийти в отдельный магазин – даже если он частный и несетевой – и договориться о поставке партии чая-фальсификата просто невозможно, поскольку все они обеспечиваются товарами из распределительных центров федеральных сетей, отгружать продукцию на которые могут только официально сотрудничающие с ними производители, подчеркнул эксперт.

«Тут нет поля для каких-то махинаций», — указал он.

blockquote

Немаловажна в этом вопросе и работа самих компаний-производителей чая, которые анализируют статистику продаж и доход в разных регионах России, добавил Чантурия. Если продажи падают, маркетинговые службы пересматривают стратегию продвижения товара на рынке, а в случае обнаружения намеков на возможный контрафакт, то есть продажу фальсификата под брендом той или иной компании, в дело, как правило, включается служба безопасности.

«В девяностые годы, когда рынки только развивались, бывали безусловно, истории с контрафактом, потому что большая часть продукции завозилась из-за рубежа, то есть не из-под юрисдикции России, и там было очень сложно проконтролировать, магазинов было очень много, они были не сетевые, то есть не в единой системе. Когда такие случаи бывали, служба безопасности крупных компаний, которые уже тогда начали формироваться, параллельно с маркетингом анализировала, нет ли на этом участке историй, связанных с подделками, у других брендов, общалась со службами безопасности конкурентов. Если маркетинг говорит, что по отчётам внешних агентств за какой-то период продажи нашего бренда в регионе не упали, но при этом мы видим реальный провал, то это означает, что кто-то привозит продукцию в магазины вместо нас», — рассказал собеседник издания.

Впрочем, даже тогда подобные эпизоды достаточно быстро разрешались, и торговцев фальсификатом выдавливали с рынка. Сегодня, в условиях концентрации сетевой розницы и концентрации самих компаний-производителей, продавать фальсификат под видом существующего бренда уже практически невозможно, отметил Чантурия.

Что же касается сегмента дорогого чая, завозимого из Китая, то он занимает очень малую часть рынка, но при этом является «финансово емким», заметил эксперт. Импортный чай, как правило, стоит ощутимо дороже массовой продукции и продается не через розничные каналы, а через интернет и в специализированных магазинах. При этом завозят такого чая довольно мало, и покупают его зачастую люди искушенные, которые разбираются в этой продукции и легко смогут определить фальсификат. В этих условиях подделка дорогих видов чая даже не столько невозможна, сколько бессмысленна, так как поддельщик едва ли поимеет с этого какую-то выгоду, пояснил глава «Росчайкофе».

При этом опасения нарваться на фальсификат при покупке чая все же могут присутствовать в общественном сознании, указал Чантурия, поскольку периодически потребители, купив новую пачку чая, могут замечать, что по вкусу и аромату он отличается от своих прежних качеств. Отсюда у людей напрашивается вывод о том, что продукт стали делать из менее качественного сырья, либо о том, что это вовсе поддельный товар. В итоге это может порождать слухи о фальсификате на рынке чая. Однако, подчеркнул эксперт, здесь следует учитывать, что вкусовые и ароматические свойства чайного напитка зависят от многих факторов – как объективных, так и субъективных. К ним относится и качество воды, которой был заварен чай, и даже настроение самого человека в конкретный момент времени, говорит собеседник издания.

Ранее в разговоре с ОСН глава «Росчайкофе» Рамаз Чантурия сообщил, что в течение года ожидается снижение потребления россиянами кофе на несколько процентов.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!