test

Популярное

Аналитик Ульянов назвал главные уловки телефонных мошенников

15 ноября 2023, 17:27
15 ноября 2023, 17:27 — Общественная служба новостей — ОСН

Схема действий телефонных мошенников за последние годы практически не изменилась – сначала злоумышленники пытаются втереться своей жертве в доверие, а затем принуждают ее совершить те или иные действия, благодаря которым им удается украсть у нее деньги. Для этого мошенники используют множество психологических приемов и уловок, а также подстраиваются под информационную повестку СМИ и общества. Об этом, а также о том, как вовремя распознать мошенника, Общественной службе новостей рассказал руководитель аналитического центра компании Zecurion, эксперт по информационной безопасности Владимир Ульянов.

«Первое, что пытаются сделать мошенники – это как-то заинтересовать свою потенциальную жертву».

blockquote

Он указал, что основная схема сотовых злоумышленников подразумевает три этапа: интерес, убеждение и обман.

«Первое, что пытаются сделать мошенники – это как-то заинтересовать свою потенциальную жертву при любом виде коммуникации, будь то телефонный звонок или почтовая рассылка. Это нужно для того, чтобы человек не удалил письмо или не сбросил трубку в течение первых 3 секунд разговора, когда поймет, что ему позвонил не кто-то из знакомых или из нужных людей», — рассказал собеседник издания.

Второй этап схемы злоумышленников – изложить легенду, которая будет достаточно убедительной, чтобы сбить жертву с толку и втереться к ней в доверие. Например, мошенник может представиться сотрудником правоохранительных органов, какого-то банка и так далее.

«Третий этап – это монетизация схемы».

blockquote

«И третий этап – это монетизация схемы. Заставить человека что-то сделать: выдать нужную информацию, перевести деньги или установить на телефон какую-нибудь программу для удалённого управления. То есть сделать то, что позволит мошеннику непосредственно украсть у жертвы деньги», — добавил он.

Мошенники могут работать по разным «сценариям», однако все их схемы объединяет одно – им нужно, чтобы жертва лично совершила те или иные действия. Если бы злоумышленники обладали всей необходимой информацией и сами могли сделать все, что нужно для кражи – они бы никому не звонили, отметил Ульянов. Поэтому попытка заставить человека совершить какое-то действие – это один из признаков того, что по ту сторону трубки сидит злоумышленник.

«Когда мы получаем вызов с незнакомого номера – это уже “звоночек”».

blockquote

О том, как еще можно распознать телефонного мошенника, эксперт говорит:

«Когда мы получаем вызов с незнакомого номера – это уже “звоночек”. Потому что статистически большинство таких звонков будут нежелательными. В лучшем случае это предложение нежелательных продуктов, услуг и акций, а в худшем – это мошенник. Поэтому давайте относиться ко всем звонкам как к потенциально опасным, если, конечно, мы не ждём прямо сейчас прихода курьера или ещё какого-то звонка».

Кроме того, следует обращать внимание на определенные штампы и шаблоны, которыми пользуются телефонные мошенники при разговоре, заметил собеседник издания. Например, некоторое время назад они часто представлялись сотрудниками силовых органов. Злоумышленники также стараются подстраиваться под информационно-новостную повестку и активно используют в своих схемах те темы, на которые в обществе есть запрос.

«Пошла история с распродажей “11.11”, потом “Чёрная пятница”, “Кибер-понедельник” и иже с ними. На этом мошенники тоже будут плотно сидеть»

blockquote

«К примеру, когда началась пандемия, и был объявлен карантин – первыми, у кого появились пропуска и проездные куда угодно, были мошенники. Тогда ещё никто реально не знал, как будет выглядеть локдаун. То же самое они продолжают использовать и сейчас, — рассказал Ульянов. — Например, сейчас осень и предновогодний период. Пошла история с распродажей “11.11”, потом “Чёрная пятница”, “Кибер-понедельник” и иже с ними. На этом мошенники тоже будут плотно сидеть, потому что народ в ажиотаже и нацелен потратить деньги. Будут предлагать какие-то скидки, акции, редкие товары. И конверсия будет достаточно высокой».

Ульянов подчеркнул – если человеку показалось, что ему звонят мошенники, то нужно сразу повесить трубку. Разговаривать с ними ни в коем случае нельзя, отметил он.

«Не стоит пытаться как-то вывести злоумышленника на чистую воду, уличить его».

blockquote

«Если есть какое-то сомнение, подозрение, не стоит пытаться как-то вывести злоумышленника на чистую воду, уличить его. Человек ничего от этого не получит, а вот риск загнать себя в неприятную ситуацию все-таки остается. Опять же, мошенники – это опытные обзвонщики. Поэтому вероятность того, что вы его обманете, а не он вас, относительно невелика», — сказал он.

Кроме того, телефонные мошенники часто имеют в своем распоряжении «скрипты» – реплики на любой случай – разработанные опытными людьми и иногда даже психологами. Если собеседник, позвонивший с незнакомого номера, явно пытается давить на психику человека, принуждает его к чему-то, угрожает, загоняет в неудобное положение и заставляет принять решение здесь и сейчас – это тоже индикатор работы злоумышленников, заключил собеседник издания.

Ранее в разговоре с ОСН аналитик Владимир Ульянов назвал неизбежной утечку телефонных номеров мошенникам.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!