Общество
29 сентября 2020, 08:49

Тучи разогнать, центр перекопать: Какие решения Лужкова изменили Москву

29 сентября 2020, 08:49
29 сентября 2020, 08:49 — Общественная служба новостей — ОСН

Десять лет назад, 28 сентября 2010 года, «в связи с утратой доверия» в отставку был отправлен мэр Москвы Юрий Лужков. При бывшем градоначальнике внешний облик столицы претерпел значительные изменения. Общественная служба новостей вспомнила, как реализовались лужковские идеи и как их приняли москвичи и гости столицы.

Центр города

Эксперты сходятся во мнении, что при Лужкове много строили, но это, скорее, пошло не на пользу, ни ему, ни городу. Ударными темпами был восстановлен храм Христа Спасителя, снесена гостиница «Россия» и перекроен центр города. За это поклонники мэра величали его «князем Юрием Строителем», а противники обвиняли в архитектурном безвкусии и размывании исторического облика города, цитируя Бориса Гребенщикова: «Над раздолбанной Москвою в небо лезут леса —  турки строят муляжи святой Руси за полчаса!».

Фото: tass.ru

Критики в первую очередь вспоминают Манежную площадь и ТЦ «Охотный ряд», ушедший под землю прямо у стен Кремля. Закрытый конкурс на обустройство Манежной площади был объявлен по инициативе Лужкова еще в 1989 году. Первый проект строительства нового торгового центра был разработан бывшим главным архитектором Бухары Борисом Улькиным и представлял собой 7-уровневый комплекс, уходящий под землю на глубину до 38 метров. В процессе реализации встал вопрос о необходимости ускоренной окупаемости проект и он был передан «Моспроекту-2″ во главе с архитектором Михаилом Посохиным, который привлёк скульптора Зураба Церетели в качестве дизайнера. Юрий Лужков и Борис Ельцин торжественно открыли «Охотный ряд» в рамках празднования 850-летия Москвы.

Имя Зураба Церетели прочно переплелось с обликом лужковской Москвы. Особые нарекания и насмешки вызвал установленный на островке посреди Москвы-реки его памятник Петру I. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей выступали против памятника. Как писала Общественная служба новостей, многих смущало местоположение и размеры конструкции.

Фото: magput.ru

Демонтаж гостиницы «Россия», построенной в 1967 году в Москве, начался в феврале 2006 года. На ее месте должен был появиться новый многофункциональный комплекс с отелем по проекту британского архитектора Нормана Фостера, но реконструкцию пришлось заморозить из-за финансовых проблем. В начале 2010 года Лужков заявил, что готов прекрасный проект, согласно которому на наземном уровне будут «воссозданы те улочки, что были характерны для Зарядья». Претворить в жизнь этот проект сам Лужков не успел, но идея была реализована позднее. Сейчас на этом месте разбит парк «Зарядье» — главный туристический аттракцион Москвы с видовым мостом, амфитеатром под стеклянным куполом, флорариумом, интерактивными экранами, павильоном дополненной реальности и другими технологическими чудесами.

Фото: fotokto.ru

При Лужкове началось строительство делового центра «Москва-Сити». Первые планы его создания появились еще в 1991 году по инициативе архитектора Бориса Тхора. С тех пор проект делового центра претерпел множественные изменения, но уже более половины из запланированных двадцати трёх объектов построены.

Транспортная система

Реконструкция Московской кольцевой автодороги стала первым значимым транспортным проектом правительства Москвы при Лужкове. Она началась в начале 1990-х годов с его приходом на пост мэра. За четыре года МКАД удалось превратить в 10-полосную магистраль, дорога была полностью освещена, на разделительных полосах появились бетонные ограждения. Трасса изначально задумывалась как скоростная магистраль, но впоследствии обросла съездами к многочисленным ТЦ и вновь стала местом сбора многокилометровых пробок.
.

Фото: rg.ru

Большие надежды Лужков возлагал на монорельс —  он должен был стать популярным общественным транспортом и разгрузить пробки. Но после запуска монорельса выяснилось, что ветка от метро «Тимирязевская» до «ВДНХ» очень неудачно расположена. В общей сложности на разработку подвижного состава и постройку линии было израсходовано более 200 млн долларов. Кроме того, ежегодно на его содержание выделяется около 500 млн рублей. В итоге первая ветка монорельса так и осталась единственной, в 2017 году была переведена в экскурсионный режим, а в августе этого года было принято решение о ее закрытии.

Другие заслуги

За два года до своей отставки Лужков заявил, что Москва переходит на озонирование питьевой воды вместо хлорирования. Правда, новая технология требовала замены 70% всех водопроводных труб города, а в противном случае не имела смысла —  попадая в ржавые трубы, озонированная вода становится просто опасной для питья. Несмотря на большой объем работ, уже к 2017 году объем московской питьевой воды, очищенной с помощью технологий озонирования, озоносорбции и мембранной фильтрации, достиг 64 %.

Фото: Getty Images

Еще одним сомнительно экологичным проектом Лужкова стал разгон облаков над городом. В сентябре 2009 года градоначальник предложил разгонять облака на границах города в зимнее время года, чтобы сократить осадки до минимума и сэкономить на уборке снега. Экологи тогда заявили, что разгон туч над столицей в праздники и так приводит к необратимым последствиям в экосистеме. Несмотря на экологический урон, облака в Москве продолжают разгонять даже в хорошую погоду.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.