test

Общество

Гастроли в СССР: От Поля Мориа до «Монстров рока»

28 сентября 2020, 09:16
28 сентября 2020, 09:16 — Общественная служба новостей — ОСН

28 сентября 1991 года состоялся самый масштабный концерт в СССР — фестиваль «Монстры рока». На нем же и закончилась история визитов зарубежных звезд в СССР. Общественная служба новостей вспоминает очереди за билетами на Boney M, каменные лица на выступлениях Элтона Джона и попытки подкупить Pink Floyd нефтью и черной икрой. И, конечно, восторг, что эти исполнители вообще преодолели «железный занавес».

Поль Мориа, 1978

Фото: maximonline.ru

Французский композитор и дирижёр Поль Мориа завоевал себе место в сердцах советских зрителей задолго до своего концерта в Москве в 1978 году. В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении: «В мире животных» начинается с композиции Ариэля Рамиреса «Alouette», «Кинопанорама» — мелодией из песни Патрисии Карли «Pardonne-moi ce caprice d’enfant». Обе — в аранжировке Гранд-оркестра Поля Мориа. Также несколько композиций знакомы нам по прогнозам погоды, что звучали в завершении программы «Время»: «Yesterday», «Abrazame», «Toccata», «Un étranger sur la terre» обрели новую жизнь благодаря французскому аранжировщику.

В середине 1960-х он записал альбом «Russie de toujours» — «Вечная Россия», а в 1967 году впервые приехал на гастроли в СССР в качестве аккомпаниатора малоизвестной тогда Мирей Матье. И лишь в мае 1978 года «Гранд-оркестр Поля Мориа» посетил Москву, обеспечив себе аншлаг на всех концертах.

Поль Мориа был искренне удивлен своей популярности в Союзе, где, как он думал, не продавались его пластинки и где не бывал с концертами ранее. Загадка разрешилась в ГУМе — французский музыкант обнаружил там пластинки с записями своего оркестра, выпущенные фирмой «Мелодия». Лицензионные пластинки «Гранд-оркестра Поля Мориа» появятся в продаже уже после гастролей, но сам Мориа в СССР уже не вернется.

Большая часть гонорара за концерты выплачивалась в рублях и музыканты расходовали его со всей стремительностью. По словам звукорежиссера Доминика Понсе, чтобы потратить рубли, коллектив ввел в ежедневный рацион «бутерброды с икрой слоем в один сантиметр» и раздавал «княжеские чаевые». «Люди были счастливы», — приводит его слова MAXIM.

Boney M, 1978

Фото: tabloud.net.ru

В декабре того же года в Москву приезжают звезды диско Boney M: на волне популярности, вне плана «Госконцерта» и, по слухам, по личному приглашению Генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева.

На афише у концертного зала «Россия» группа представлена, как «Ансамбль островов Карибского моря», но маскировка не работает. Билетов в кассах за официальные 6 рублей никто не видел, их достают  на черном рынке по цене от 100 рублей и выше. Большая часть публики, при этом, получила билеты «по своим каналам» и держалась соответственно: напряженно и очень сдержанно.

Зал в «России» был сидячим, и энергичные танцевальные хиты зрителям предстояло слушать сидя на своих местах. Удивленная Лиз Митчелл стала призывать публику вставать и танцевать, но никто не решался. Тогда певица сама вышла в зал, чем удивила публику не меньше, чем они ее.

«Это была почти откровенно эротическая музыка, впервые официально в концертном зале «Россия»! Рядом со мной сидела такая пышногрудая женщина в пушистой ангорской кофте, весь концерт её волновало, она вздыхала и повторяла: О хосподи, о хосподи!», — вспоминала актриса Татьяна Друбич для Диско Энциклопедии.

В ходе своего визита музыканты отсняли видео для будущего клипа «Rasputin» и нескольких других. Разрешение на съёмку было получено заранее и прописано в контракте отдельным пунктом. Для европейских зрителей заснеженная Красная площадь стала настоящей экзотикой.

Элтон Джон, 1979

Фото: soyuz.ru

В мае 1979 года Элтон Джон приехал в СССР чтобы отыграть восемь концертов в двух столицах: четыре в Ленинграде и четыре в Москве. Помимо прочего музыкант запланировал посещение «Эрмитажа» и футбольного матча ЦСКА – «Динамо».

При всей вместимости концертного зала «Россия», билетов в свободную продаже поступило всего 400, по два в одни руки. В Ленинграде ситуация была несколько лучше: меньше начальства — больше свободных мест. Но публика на концертах все же собралась для музыканта непривычная. Весь партер одним свои видом говорил «Мы не знаем, кто такой Элтон Джон, но раз такой ажиотаж, надо отметиться», и только на балконах и задних рядах собрались настоящие поклонники.

«На концерте орал, что было мочи: «Get back… Get back… Get back to where you once belonged» и однажды поймал на себе взгляд тетки из первого ряда, — вспоминает Василий Бурьянов в интервью «Собеседнику». — Партийная деятельница смотрела на меня с таким ужасом, будто я был чертом, выскочившим из преисподней. А на следующее утро я вышел из метро – кажется, на «Садовой», – посмотрел вокруг, и мне показалось, что вчера все было наяву, а сегодня я сплю. Бывают такие сны, когда куда-то идешь, поворачиваешь, бежишь и все время оказываешься в тупике».

Space / Paris France Transit, 1983

Фото: maximonline.ru

В июне 1983 года по приглашению министра культуры в Москву прилетел Дидье Маруани со своей командой Paris France Transit. За этим сложносоставным названием прятался куда более известная группа Space. Музыканты привезли с собой 17 тонн аппаратуры и первые на территории СССР использовали лазерные установки и дымовые пушки.

Шоу подобного масштаба стало революцией в сознании советских меломанов. «Сначала никто не понял — заходят в зал, а там всё в тумане — что такое? Забыли помещение проветрить?! Дым-то тоже никто не видал», — вспоминали зрители. Более чем 300 тысяч человек посетило концерты на олимпийских стадионах Москвы, Ленинграда и Киева. В этот раз билетов хватило всем желающим, но в залах все равно был аншлаг.

Дидье упоминал о своем желании выступить на Красной площади и ответе советских властей: «Господин Маруани, вы сможете выступить с концертами на самых больших стадионах страны, но вы даже можете и не думать о том, чтобы дать концерт на Красной площади. Вы хоть знаете, кто находится на Красной площади?»

«Итальянская волна» и Адриано Челентано, 1983 — 1987

Фото: tabloid.net.ru

В 80-х широкая публика Советского Союза пребывает в перманентном восторге от итальянских поп-артистов. В марте 1983 года Джанни Моранди дает концерты в Москве, Ленинграде, Риге и Ташкенте. Его имя даже мелькает в советском кино — главные герои фильма «Самая обаятельная и привлекательная» пытаются попасть на его концерт.

Аль Бано и Ромина Пауэр в 1984 снимаются у советского режиссера Евгения Гинзбурга в телефильме «Волшебная белая ночь» и повторно приезжают с концертами через два года.

В конце 1985 года приезжает Тото Кутуньо, известный как автор песен Джо Дассена, Мирей Матье, Адриано Челентано и собственным хитом «L’italiano».

Любимец публики, Адриано Челентано приезжает в Москву только в 1987 году на два концерта. Тот визит называют подвигом, ведь артист страдает аэрофобией и СССР стал единственным местом, куда Адриано прилетел на самолете, чтобы дать концерт.

Самым запоминающимся высказыванием о России стали его слова на том же концерте 1987 года: «Еще в детстве, мальчиком, я всегда представлял себе Россию как сказочную страну. Вот так я всегда представлял себе Россию — край, находящийся в самом центре Земли, где даже войны не смогли убить мысль мудрецов. И очень рад тому, что приехал сюда и могу здесь зажечь свой огонь, потому что, видимо, именно отсюда начнётся тот великий огонь, в котором сгорит все зло».

Pink Floyd, 1989

Фото: rockfm.ru

Концерты Pink Floyd стали самыми значительными сольными выступлениями в СССР. Расценки группы не оставляли никаких шансов на то, чтобы рокеры выступили в Москве. Группа отклонила предложения «договориться по бартеру» в виде нефти, леса и даже черной икры, и в итоге согласилась выступить практически бесплатно — советская сторона оплатила только перелет и проживание музыкантов.

Летом 1989 года в СК «Олимпийский» первый и последний раз организаторы убирают перегородку, чтобы 30 тысяч человек на протяжении пяти дней чувствовали живую легенду рок-музыки. Группе, чьи пластинки были занесены в различные черные списки советских спецслужб, поклонники подпевали пять концертов по четыре часа со слезами на глазах.

«Стойкие фэны стали перед автобусом, скандируя: «Пинк Флойд, Пинк Флойд…». Бедный водитель не мог даже тронуться с места, — вспоминал один из очевидцев. — Видя такое дело, из автобуса вышел переводчик и спросил, что собственно, хочет народ. Народ хотел одного — автографов! Вернувшись минут через пять, переводчик сказал: «Черт с вами, только соберите все вместе, я сам передам». Минут через десять двери открылись, и переводчик просто выбросил все, что у него было в руках, подальше от автобуса, прямо на мокрый асфальт. Можете представить, что тут началось! Я чудом вырвал свою уже помятую открытку из чьих-то рук. На ней, как и на всех прочих предметах, вылетевших из автобуса, стоял автограф Гилмора!».

Московский международный фестиваль мира, 1989

Фото: historycollection.com

Перебивая все предыдущие события, тем же летом в Москве прошел «Moscow Music Peace Festival», собравший на одной сцене Scorpions, Cinderella, Bon Jovi и Ozzy Osbourne. Официально мероприятие именовалось «Московский международный фестиваль мира», неофициально — «Рок против наркотиков», еще более неофициально — «Пчелы против меда», вспоминал журналист Петр Камченко.

В Москву зарубежные исполнители летели отдельным «трезвым» самолетом, минуя паспортный контроль. С собой везли запасы еды, не зная чего ожидать от советского гостеприимства. На обратном пути норовили забрать с собой новоприобретенных российских друзей. Два августовских дня при полном аншлаге и с огромным количеством невероятных историй.

«Skid Row вышли, и первое, что произнёс Себастьян — «Ну что, зацените, мать вашу!». А я подумал: «О, нет, они дали нам карт-бланш, а мы им — Себастьяна», — вспоминал Бон Джови. Сам он тоже не особо избегал неподобающего поведения — в завершение фестиваля вышел в советской военной форме.

«Для молодёжи это был такой показательный момент перестройки. Никто не мог поверить, что это и правда будет, и вдруг они реально это всё увидели, и никто никого не посадил в тюрьму, ничего не случилось… Всё было просто, по-человечески и с кайфом», — подвёл итог Стас Намин.

Монстры рока, 1991

Фото: nacionrock.com

Превзойти предыдущее мероприятие по масштабности смог только фестиваль «Монстры рока», где выступили  AC/DC, Metallica, Pantera и Black Crowes. Он же стал последним «звездным» событием СССР.

Идея проведения музыкального фестиваля с участием зарубежных звёзд первой величины созрела в дни августовского путча, как способ «отпраздновать победу сил демократии над империей зла большим концертом». Сцену развернули на поле аэродрома Тушино в Москве, вход сделали свободным и привлекли рекордное количество зрителей — на фестиваль съехались любители рока со всей страны.

Столичные власти подняли на защиту безопасности полицию, армию, ОМОН, курсантов и инспекторов ГАИ. В итоге 11 тысяч охранников не только его не предотвратили массовые беспорядки, но и стали их частью. Из-за жестоких столкновений слушателей с правоохранительными органами это событие также прозвали Тушинским побоищем.

Иностранным гостям этот концерт запомнился прежде всего огромным количеством зрителей и их вовлеченностью. «Только одного этого было вполне достаточно для впечатлений от России. Выступление перед бескрайним человеческим морем, это было за гранью понимания», — рассказал басист Metallica Джейсон Ньюстед в интервью журналу Kerrang.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!