test
Общество
17 сентября 2020, 09:14

Оплошность или умысел: Почему Польша хочет арестовать российских диспетчеров, причастных к падению Ту-154

17 сентября 2020, 09:14
17 сентября 2020, 09:14 — Общественная служба новостей — ОСН

Генпрокуратура Польши передала в суд обращение с требованием временно арестовать трёх авиадиспетчеров из России, работавших на аэродроме Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года. В этот день на его территории разбился самолёт с президентом Польши. Общественная служба новостей рассказывает, почему в этом обвинили сотрудников аэропорта и что стало причиной катастрофы.

Последний полёт

Утром 10 апреля 2010 года рейс PLF 101 с президентом Польши Лехом Качиньским на борту вылетел из Варшавы. Делегация из 88 представителей руководства страны, вооружённых сил, Парламента, Сената, а также общественных и религиозных деятелей хотела посетить катынский мемориал под Смоленском.

Предполагалось, что самолёт приземлится на военном аэродроме Смоленск-Северный. Большая часть полёта проходила спокойно. Неприятности начались на подлёте к конечной точке маршрута. Утром в районе аэродрома были сложные условия, которые препятствовали заходу на посадку: низкая облачность и туман.

Ранее на этот же аэродром приземлился и другой польский экипаж на самолёте Як-40. Они предупредили самолёт президента о том, что российский транспортный самолёт не смог провести посадку и принял решение вернуться на аэродром вылета. Аналогичные предупреждения экипаж получил и от диспетчера Москва-Контроль, а также от руководителя полётов аэропорта Смоленск-Северный Павла Плюснина.

Причём, как отмечалось в расследовании, радиообмен происходил на русском, либо на плохом английском языках. По словам одного из диспетчеров, экипаж свободно не владел числительными на русском.

Первый заход

Фото: wikimedia.org

В 10:23 руководитель полётов Смоленск-Северного сообщает экипажу Ту-154, что вокруг аэродрома туман, видимость — 400 метров. Следом он передаёт, что аэродром не располагает условиями, необходимыми для приёма самолёта в такой ситуации. Нижний край облаков, по словам экипажа Як-40 был ниже 50 метров.

Через две минуты командир Ту-154 принимает решение, что он всё же попробует зайти на посадку. Если это не получится, самолёт зайдёт на второй круг. При этом, как стало известно в ходе следствия, в кабине пилотов были два посторонних лица — директор дипломатического протокола МИД Мариуш Казана и командующий ВС Анджей Бласик. В крови последнего обнаружат 0,6 промилле алкоголя.

Спустя ещё минуту, в 10:26, командир воздушного судна передаёт, что появился туман и в таких условиях нет возможности совершить посадку. Пилот просит сообщить об этом президенту. В 10:30 Плюснин на записи переговоров говорит: «Ну, да так сказали блин, заводить пока».

При этом, руководитель полётов вспоминает, что экипаж не докладывал текущую высоту. Самолёт начали правильно заводить на посадку, но по какой-то причине он поздно вошёл в нужную траекторию, что спровоцировало ускоренное вертикальное снижение.

Через 10 минут, в 10:40 самолёт находился на расстоянии 2 километров от взлётно-посадочно полосы. Пилоты получают подтверждение от диспетчера о том, что судно держится на нужном курсе. Но по какой-то причине самолёт выходит на малую высоту, теряя по 8-9 метров в секунду, что почти вдвое выше нормы. По данным расследования, это произошло на высоте 20 метров. До начала ВВП оставался ещё километр.

Удар о деревья

Фото: wikimedia.org

Спустя двенадцать секунд второй пилот со предлагает прекратить снижение. Поводом становится сигнал системы TAWS предупредивший о близости земли и потребовавший срочно набрать высоту. Почти следом диспетчер требует того же. Он передаёт Ту-154, чтобы тот прервал посадку и зашёл на второй круг. Но слишком поздно.

Команда диспетчера прозвучала через 12 секунд. А за 3 секунды до неё самолёт задевает деревья. Запись самописца на борту обрывается в 10:41:05. В этот момент самолёт разбивается о землю.

Как стало ясно в ходе расследования, самолёт задел левой консолью крыла деревья. До ВВП оставалось 1,05 километра. Ещё через 250 метров самолёт врезается левым полукрылом в берёзу. Его кренит, поворачивает влево, а затем опрокидывает. В таком положении он падает на землю.

Межгосударственный авиационный комитет пришёл к выводу, что штурвал взяли на себя слишком резко. Настолько, что даже если бы самолёт не врезался в дерево, он всё равно бы вышел на режим сваливания, что возможно, привело бы к катастрофе.

Мнение России

Фото: wikimedia.org

В день катастрофы замначальника главного штаба ВВС России Александр Алёшин заявил, что экипаж проигнорировал указания руководителя полётов аэродрома. Так, на Ту-154 проигнорировали сообщение о увеличении вертикальной скорости снижения, были пропущены мимо ушей и данные о неблагоприятной погоде и рекомендации уходить на запасные аэродромы.

В 2011 МАК публикует финальный отчёт расследования. В нём говорится, что причины катастрофы в том, что экипаж принял решение заходить на посадку, не попытался уйти на второй круг. Отмечается, что произошло снижение ниже минимальной высоты, установленной правилами и руководителем полётов аэродрома. В числе прочих МАК отметил игнорирование сигналов систем о сближении с землёй и давление на экипаж кабины пилотов.

Нарушений со стороны российской стороны было выявлено несколько: не оправдались прогнозы погоды по аэродрому, не работали огни приближения на расстоянии 700, 800 и 900 метров от порога взлётно-посадочной полосы, была так же неточность радиолокационной системы посадки. Но комиссия пришла к выводу, что нарушения не могли повлиять на исход ситуации.

Мнение Польши

Памятник погибшим в авиакатастрофе Фото: wikimedia.org

В мае 2010 года руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявляет, что в трагедии виноват экипаж, допустивший ошибки. Так, стало известно, что пилоты не имели допусков к полётам на Ту-154, а штурман не имел достаточного времени для отдыха и подготовки к новому рейсу.

Позднее польская сторона назвала выводы МАК «односторонними». Они не отрицали вину экипажа, но главной причиной трагедии считали халатность руководства аэродрома, не закрывших его по метеоусловиям. В выводах Польши говорится и о слабой технической оснащённости аэродрома, что ввело пилотов в заблуждение. А также о том, что команда прекратить посадку была отдана после того, как Ту-154 врезался в деревья.

Главным спором оказалось желание Польши считать рейс с президентом военным. В таком случае решение о посадке рейса принимает руководитель полётов, а не капитан воздушного судна. Но международные соглашения предлагают рассматривать все полёты воздушных судов на территории иностранного государства, как гражданские. Поэтому ответственность за посадку несёт на себе пилот.

Польша уверенна, что диспетчеры намеренно спровоцировали катастрофу.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!