test

Мнения

Клуб Генералов: Сергей Степашин: Надо наводить мосты между полицейскими разных стран

Клуб ГЕНЕРАЛОВ
совместный проект портала АП ПА (Ассоциация просвещенного патриотизма), Литературного клуба «20/12», организации «Офицеры России» и Общественной службы новостей
6 сентября 2020, 12:00
6 сентября 2020, 12:00 — Общественная служба новостей — ОСН

Краткая предыстория к диалогу

Сергей Степашин считает, что решить проблему новых технологических вызовов со стороны организованной преступности можно с помощью налаживания дружеских связей между полицейскими из различных стран. И здесь Международная полицейская ассоциация (МПА) – одна из самых весомых структур, которая эти отношения может построить. Членами ассоциации являются более полумиллиона человек из 69 государств, причем это как бывшие сотрудники полиции, так и действующие.

Президент Российской секции МПА генерал-лейтенант Юрий Жданов вспоминает как один из самых ярких моментов совместной работы в МВД с Сергеем Степашиным первую в истории Совета Европы конференцию Министров внутренних дел государств – членов этой авторитетной Международной организации. Ее провели именно по предложению Сергея Степашина в ноябре 1998 года. Россия тогда выступила инициатором и соорганизатором конференции. Ранее диалог велся только в рамках встреч генпрокуроров и министров юстиции стран-членов СЕ. В работе ноябрьской конференции принимал участие также Генсекретарь Интерпола Кендел, Генсекретарь Совета Европы Таршес и министры внутренних дел примерно 40 государств.

Юрий Жданов был одним из тех, кто сопровождал Сергея Вадимовича на том международном форуме. Он был свидетелем, как в лучшую сторону менялось отношение к России со стороны западных коллег. Конференция послужила важным вкладом в решение о последующем принятии России в эту авторитетную международную организацию в качестве полноправного члена.

Почему известный государственный деятель и военачальник России генерал-полковник Сергей Степашин возглавил наблюдательный совет Всероссийской полицейской ассоциации, и как он видит его развитие?

Юрий Жданов считает, что ответ на этот вопрос очевиден – как настоящий политик, Сергей Степашин увидел в Международной полицейской ассоциации перспективу развития. А как российский государственник – пользу этого развития для нашей страны. Разумеется, он это поддержал.

Тут надо понимать вот что. Сергей Степашин, бывший глава российского правительства, возглавлявший в свое время ФСБ, Минюст, МВД и Счетную палату РФ, не понаслышке знает проблему борьбы с преступностью. И понимает, что решить эту проблему строительством стен, как пытаются американцы, точно не получится. Полезным же будет наведение мостов между полицейскими из различных стран. И здесь полицейская ассоциация, по его мнению, – одна из самых весомых «строительных структур». На этой переговорной площадке можно многое – если не все – решить.

Кстати, Международная полицейская ассоциация – до недавнего времени была не всем в России знакома. Собственно, она оказалась на слуху только после избрания Юрия Жданова в 2018 году президентом Российской секции.

По мнению Юрия Жданова, опыт Сергея Степашина сегодня, в период пандемии, востребован, как никогда. Сергей Вадимович в 1999 году выводил вместе с Евгением Максимовичем Примаковым страну из более глубокого кризиса. Помните дефолт? Ведь как-то выкрутились из катастрофической, казалось бы, ситуации. А ведь тогда рушились экономики многих, вполне благополучных стран.

Сейчас не так все трагично, хотя многое усложнилось. Степашин, конечно, не Господь Бог. Панацеи от всех бед не знает никто. Но каждый раз Юрий Жданов в беседах с Сергеем Вадимовичем убеждается, что из кризиса мы выйдем.

Сергей Степашин
Сергей Степашин. Фото: пресс-служба движения «Офицеры России»
Юрий Жданов. Фото: menswork.ru

Беседа генералов

Юрий Жданов. Сергей Вадимович, как настоящий оптимист, вы утверждаете, что все самое сложное начнется потом, когда мы начнем работу над ошибками. Когда начнем бороться с последствиями. Ошибки -то в чем? Ведь никто не ожидал такого удара, все шло, в общем-то, хорошо…

Сергей Степашин. В том-то и дело. Расслабились. А можно было и предвидеть некоторые нюансы, в том числе и тенденции развития преступности.

ЮЖ. Это как в пресловутых 90-х?

СС. В том числе. Тогда ведь тоже были и моральные потери, и финансовые, закрывались предприятия, люди теряли работу. Как и тогда, деньги быстро кончились. Стало нарастать напряжение в обществе. Стал расцветать бандитизм, национализм. Но сегодня власть не находится в растерянности, как было в девяностых. Работает полиция, спецслужбы. Посмотрите на организованность и оперативность принятия решений. Строятся новые больницы в фантастически короткие сроки, перепрофилируются многие медучреждения. Полнейшая мобилизованность медиков, правоохранителей, армии. В принципе, есть и понимание в обществе.

Понятно, что ресурс не бесконечен. И самое главное начнется после завершения формального карантина.

ЮЖ. Что – начнется?

СС. Предстоит восстановление народного хозяйства во многих секторах. И тут нужны нестандартные схемы поддержки, кредитования, расширения госзаказа на общенародные запросы, введения отсрочек платежей по кредитам, возможно изменение налоговой системы. Но главное – сохранить управляемость, потому что степень турбулентности будет высокой. И это объяснимо. Но управляемость не значит закручивание гаек, а может, напротив – послабление в некоторых сферах. Главное – избежать противостояния, снизить напряженность, не допустить эксцессов.

ЮЖ. Есть ли у вас какие-либо прогнозы на будущее?

СС. Разумеется. С одной стороны, прогноз не очень радужный в отношении криминогенной ситуации. Так всегда бывало в посткризисный период. Обстоятельства очевидны: обнищание народа, повышенная возбудимость на грани отчаяния, безысходность для многих. Конечно, я уверен, что мы удержим ситуацию. Но посмотрите, какими силами полицейские, особенно после изнурительной службы в эти месяцы, что-то могут сделать. Люди просто устанут, к тому же, у них – и у офицеров, и рядовых – будут накапливаться проблемы. Как и у всех. И встанет вопрос – плюнуть на все и уйти. Или плюнуть на все и остаться.

Такая ситуация уже была в девяностых. Бросали удостоверения и уходили. Отрицательный баланс уволенных и принятых был в два, а кое-где в три раза. И уходили не худшие. И тут надо вспомнить непродуманную реформу МВД, которая обескровила «землю». Как может участковый, работающий один на десяток деревень и поселков, контролировать ситуацию? Плюс миллионы мигрантов – без работы, без средств к существованию, которые не могут уехать на родину (хотя, кто их там без денег ждет). Это мощная взрывная сила. А если в местах их компактного проживания правят бал эмиссары ИГИЛ? Это серьезная проблема. Очень!

С другой стороны, это и есть перечень задач для работы над ошибками и проблемами. Именно об этих задачах на недавнем совещании Президент РФ говорил с министрами и губернаторами.

ЮЖ. Какие задачи ставит перед собой в этой ситуации Наблюдательный совет МПА, который вы возглавляете?

СС. Считаю, что наблюдательный совет должен осуществлять контроль за деятельностью МПА, чтобы мы не выходили за рамки тех нормативно-правовых актов, которые приняты в этой сфере, не нарушали российское законодательство. Члены совета будут участвовать в заседаниях, на которых должны рассматриваться самые важные и актуальные вопросы жизни и деятельности организации.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!