test

Эксклюзив

Metallica, U2 и Guns N’ Roses: Промоутер Зубицкий — о работе с суперзвездами

29 декабря 2022, 10:24
29 декабря 2022, 10:24 — Общественная служба новостей — ОСН

С 24 февраля Россия фактически существует в новой реальности. Перемены коснулись очень многих сфер нашей жизни, в том числе и досуга, развлечений. С марта уходящего года нашу страну не посетил ни один знаковый артист. Теперь россияне, желающие увидеть и услышать вживую, например, Мадонну или KISS, вынуждены ехать для этого за границу. Увы, далеко не каждый может себе это позволить. В разговоре с Общественной службой новостей президент группы компаний «Русский шоу-центр», на счету которой организация сотен концертов звезд первой величины по России, промоутер Владимир Зубицкий вспомнил, как работалось с западными звездами высшего эшелона.

ИНДУСТРИЮ СОЗДАВАЛИ С НУЛЯ

— Владимир Давыдович, с чего началась ваша работа в сфере промоушна?

— Сложно сказать, с чего у меня это все началось. Ну, во-первых, я изначально сам музыкант. Окончил Кемеровское музыкальное училище и Кемеровский государственный институт культуры. В свое время был лауреатом восьми джазовых фестивалей, работал в симфоническом оркестре, в группе ударных инструментов. Постепенно стал заниматься и административной деятельностью, что пришлось мне по душе. Потом стал заниматься организацией концертов: вначале привозил русских артистов, и это было не в Москве — в столицу я переехал в 1997 году. Первый мой иностранный проект с компанией SAV Entertainment — это Патрисия Каас, а потом были Pet Shop Boys, это уже 1998 год.

Pet Shop Boys в Москве, 1998 год.

— Какими трудностями эта работа сопровождалась на первых этапах становления отрасли, в 90-е годы?

— В 1990-е годы были, конечно, совершенно другие условия. Этой индустрии в России, по сути, не существовало, и приходилось все создавать самим, с нуля. Была проблема с техникой, логистикой и так далее. Когда-то к нам приезжал Элтон Джон, Boney M, но это были разовые акции, не носящие коммерческого характера. В начале 90-х же артисты поехали в нашу страну уже всерьез, и приходилось учиться на ходу. Было непросто, поскольку все это шло стремительно, на наших глазах происходило техническое и административное становление индустрии. Элементарно не хватало гостиниц и транспорта.

«Я ПРАКТИЧЕСКИ НЕДЕЛЮ ЖИЛ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ»

— Какой из организованных вами концертов был наиболее сложным в техническом отношении?

— В техническом плане у нас было два наиболее сложных концерта. Это, прежде всего, первый приезд в Россию Пола Маккартни и его выступление на Красной площади. Подготовка к концерту шла невероятно долго. Представьте себе: одни только переговоры заняли у нас четыре года. Все было очень сложно. У Маккартни на тот момент была самая большая сцена в мире — оборудование перевозили 70 18-метровых грузовиков. На Красной площади шла очень серьезная стройка, дней за десять до концерта нам ее вообще пришлось закрыть.

В ходе этой подготовки было много всего интересного. Например, сейчас очень легко говорить о беспроводном интернете: у всех 4G, LTE и так далее. Но тогда на дворе стоял 2003 год, а по райдеру нам обязательно нужно было организовать на Красной площади wi-fi для продакшна Пола Маккартни. Мы специально нанимали государственную компанию для этих целей — сейчас уже не вспомню, какую именно. Нам все сделали.

Еще был сложный момент: там же строился полностью городок гримерок, который состоял из палаток, а у самого Маккартни стоял гримваген — это как дом на колесах. И по райдеру у него обязательно должен был быть отдельный туалет. А в то время в России не было VIP-туалетов, которые сейчас ставят на всевозможных уличных концертах. Нам реально пришлось строить кабину, открывать колодец, и некие службы ставили для него специальный унитаз. Это очень смешно было, с одной стороны, с другой — довольно сложно. Стройка в целом длилась очень долго, с его стороны было около 200 технических работников, с нашей стороны было человек 500-700. Я практически неделю прожил на Красной площади.

— Сложно ли было получить разрешение провести концерт на Красной площади?

— Конечно, не каждая компания может его получить, но, прежде всего, это был очень ожидаемый концерт, на него пришел президент — что называется, полет демократии: все здорово, все хорошо, наконец-то Пол Маккартни приехал. The Beatles в России сто лет ждали, и вот, наконец-то, это практически свершилось. Это был большой праздник. Конечно, для получения разрешения есть определенный протокол, и какое-то время это заняло, но в принципе нам его выдали безо всяких проблем.

U2 В «ЛУЖНИКАХ»: БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ ПОСТРОЕН ГОРОД

— Вы говорили, что наиболее сложных концерта было два…

— Да, помимо Пола Маккартни, это U2 в «Лужниках», 2010 год. Во-первых, они считаются лучшей в мире концертной группой: у них самые крутые концерты, самое огромное количество аппаратуры. Из чего состояла стройка — это 120 18-метровых грузовиков, четыре 80-тонных кранов KATO и еще куча всего. Монтажные работы в «Лужниках» заняли неделю, участие в них принимали 1000 человек иностранного технического персонала плюс 2000 человек были с нашей стороны. Этим всем приходилось управлять, что было очень сложно — и стройка, и сам концерт. Зато такие концерты делят жизнь на «до» и «после».

Концерт U2, Москва, Лужники, 25 августа 2010 года. Та самая сцена в виде "когтя"
Концерт U2, Москва, Лужники, 25 августа 2010 года. Та самая сцена в виде “когтя”

Когда пришел райдер от U2, и мы увидели эти 120 грузовиков, то начали прикидывать, какая это длина, как бы их разместить. Еще хорошо, что они не все сразу приезжали. Вначале привезли покрытие, сцену — это 30 грузовиков. Потом отдельно привезли гигантский коготь, являвшийся частью сцены — его-то как раз и монтировали эти четыре огромных крана. Постройка была грандиозная. Практически был построен город.

— В 1998 году в России впервые выступили The Rolling Stones. Это произошло в Москве на БСА «Лужники». Имеете ли вы отношение к этому концерту?

— Нет. Мы изначально принимали участие в его получении, но был очень серьезный тендер, многие хотели провести этот концерт, и нашлись люди, предложившие больше денег. К сожалению, там была огромная проблема: дата выступления как раз попала на дефолт, и с точки зрения экономики концерт был ужасно убыточный.

— С технической точки зрения наиболее сложное шоу у U2, а что вы можете сказать в этом отношении о Роджере Уотерсе?

— С точки зрения шоу Роджер Уотерс — это, по сути, Pink Floyd. Тот Pink Floyd, который был в Москве в 1989 году, и тот, который сейчас, — это две разные вещи. У Уотерса шоу проводилось во дворце спорта. Оно большое, но предназначено для закрытого помещения. На него пришли порядка 20-25 тысяч зрителей, было очень здорово, красиво. Уотерс приезжал в Россию не единожды, и все его концерты делали мы. А если говорить про U2 — это стадионное шоу, оно просто в разы больше во всех аспектах, включая количество зрителей: на них в Москве собралось почти 60 тысяч человек.

То же самое можно сказать, например, про Metallica или Depeche Mode. Есть стадионное шоу, а есть шоу, которые проводятся во дворцах спорта, в закрытых помещениях. Они отличаются и количеством оборудования, и много чем еще. Metallica выступила в 2019 году, в июле, уже в новых «Лужниках», и собрала 75 тысяч зрителей. Двумя месяцами ранее, в мае, в тех же «Лужниках» на Bon Jovi пришло аж 90 тысяч. Еще вспоминается, как прямо во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году, аккурат перед финалом, на «Открытие Арене» выступали Guns N’ Roses, причем в классическом составе. Это был их второй приезд в Россию. Первый раз они дали концерт в «Олимпийском», в 2010-м, но тогда это была еще не воссоединившаяся группа, и из оригинального состава был только солист Эксл Роуз.

Учитывая, что вам удавалось ставить столь  сложные с технической точки зрения шоу, почему за все это время так и не получилось привезти таких не менее значимых артистов, как AC/DC, Genesis?

— Мы хотели привезти и AC/DC, и Genesis, но логистически не попали в их туры. Есть серьезная проблема: если посмотреть на карту Европы, то Россия в ней является тупиком. То есть с России нужно или начинать тур, или ею заканчивать, потому что дальше некуда ехать: там Китай и Япония, и организовать моментальный переброс тура туда очень сложно. С AC/DC вообще очень неудачно получилось: мы только-только практически начали договариваться, как начались проблемы внутри группы: сначала один заболел, потом другой, все это перенеслось. А как это происходит? Они объявляют тур и делают в своей стране по 500 концертов — как нам вклиниться? Проблема логистическая, а не потому, что они не хотели. И подчеркну: если бы не всем известные события, то, возможно, AC/DC вскоре бы приехали.

НЯНЯ ДЛЯ ЭКСЛА РОУЗА

— Я слышал, что якобы Эксл Роуз чуть ли не своей фирменной фишкой сделал долгие задержки концертов. Это правда?

— У нас с ним случилась интересная история в 2010, когда Guns N’ Roses выступали в «Олимпийском»: он задержал концерт на четыре часа.

Когда мы подписывали контракт, нас об этом предупреждали. Мы спросили, можно ли вставить в контракт соответствующий пункт, о задержке? Нам ответили, мол, нет, это невозможно. Он же не только в России задерживал выступления. Но если мы ничего не смогли поделать, то в некоторых странах его концерты отменяли, и он платил неустойки. Это, знаете ли, можно сказать, некая рок-н-рольная дурь. Он же не просто задержал концерт: в момент, когда концерт уже начался, и играла группа разогрева, его самолет только приземлился в Москве, можете себе представить? Причем он летел не откуда-то там, а из Санкт-Петербурга, откуда не мог вылететь два дня. Он там перепутал день с ночью, а из сопровождающих у него была только няня, так как менеджеры с ним не могли разговаривать. Он очень своеобразный человек, конечно. Но это великий человек в рок-н-ролле.

Концерт Guns N’ Roses, Москва, СК “Олимпийский”, 8 июня 2010 года

Насколько я знаю, в последнем туре он исправился, и практически не было задержек. Но в тот раз была катастрофа — 4 часа! Однако фанаты все равно так сильно хотели его видеть, что было сдано всего 20 билетов. Хотя потом в Интернете нас нещадно ругали. Оно и понятно: 4 часа стоять ждать. Впоследствии-то мы объяснили людям в интервью, почему так произошло — что это человек так поступил по отношению к своим фанатам.

— Вы сказали «няня» — вы серьезно, это в прямом смысле?

— В прямом смысле! Помощница, няня, она с ним прилетела, чартерным рейсом. И самое интересное, чтобы быстрее его привезти, мы прямо к трапу подогнали машину с мигалкой  — попросили МВД Москвы посодействовать, объяснили, что безвыходная ситуация. Посадили его с няней в эту машину и экстренно доставили, по выделенной полосе. То есть когда разогрев уходил со сцены, он только-только заехал в «Олимпийский». И после этого он не выходил на сцену три часа, ха-ха. Сейчас смешно, но тогда это был ужас, мы чуть не поседели.

— А что же он мог делать все это время? Либо пьянствовал?

— А ничего он не делал. Что он там делал у себя в гримерке, не знаю. Там все сделано, оборудовано, все готово для выступления, но менеджеры не шли к нему, потому что боялись, что он пошлет их и вообще отменит концерт. В общем, очень сложная история была, но, слава Богу, как-то все закончилось. Смех сквозь слезы.

— Насколько я помню, когда он все-таки вышел, его освистали и чуть ли не закидали чем-то.

— Ну, освистать-то освистали, но потом, когда концерт начался, народ просто бесновался, потому что они ж все-таки дождались его, и он два с половиной часа прекрасно отработал. Не ушел народ. Это нехорошо, но, к сожалению, так бывает. Бывают задержки технические, когда не успевают что-то построить — это одна ситуация, а здесь группа приехала еще за сутки до события. Тот Guns N’ Roses был совершенно специфический. Потому что, повторюсь, из старого состава был один Эксл Роуз, остальные все — сессионные музыканты, которые даже с ним не общались. Только на сцене играли. На сцене все здорово, а вне сцены они практически не разговаривали.

— Но хотя бы здоровались?

— Не думаю. На сцене да, а так нет. Он держался абсолютно отдельно, вплоть до того, что у него был отдельный самолет.

КАЧЕСТВО ЗВУКА ЗАВИСИТ НЕ ОТ ПЛОЩАДКИ

— Назовите, пожалуйста, лучшую и худшую концертную площадку за вашу практику, в Москве и Санкт-Петербурге.

— Для начала я скажу несколько о другом. Мы делали много концертов таких групп, как Scorpions и Deep Purple. Это, в общем-то, тоже монстры. Мы первые сделали по России 18 концертов Deep Purple и 17 концертов Scorpions, с разницей примерно полгода. И вот приезжаем мы с Deep Purple в Самару, а там в то время был просто ужасный дворец спорта, почти в аварийном состоянии. Нам неудобно, мы сидим, пытаемся оправдываться, мол, ребят, извините, но тут вот такая гримерка. А они нам говорят: Ой! Да вы в Италию не ездили! Вот там дворцы спорта действительно убитые, а здесь — ничего, нормально!

Я это к чему — не все так плохо, как принято считать. Я не могу сказать по поводу худших площадок. В Южной Америке, например, они вообще ужасны. А в Москве мы работали практически везде, и все площадки так или иначе нормальные, хотя что-то лучше, что-то хуже. В Москве особо могу отметить спорткомплекс «Олимпийский», это была большая классная площадка, где можно было собрать до 30 тысяч зрителей. Ничего подобного сейчас нет, и я думаю, в Москве уже точно не будет — кроме стадионов. А в Санкт-Петербурге нельзя не отметить «Ледовый дворец» — это сейчас самая посещаемая площадка в городе.

Перед концертом Марка Нопфлера, Москва, ГКД, 27 апреля 2005 года

Прямо на сегодняшний момент очень хороша для проведения концертов «ВТБ Арена», стадион московского «Динамо». Там очень удобно: и стадион, и дворец спорта находятся практически в одном комплексе. «Мегаспорт» неплох — это если говорить о больших площадках. А насчет концертных залов — есть Crocus City Hall, есть Кремль. Плохих мест сейчас практически нет.

Кстати говоря, насчет «Мегаспорта»: я в 2011 году был там на концерте Whitesnake, и худшего звука не припомню.

— Проблема вот в чем. Я вам приведу пример Марка Нопфлера. Кремль — тоже не самая лучшая площадка по звуку, а он давал там концерт в 2005 году. Его звукооператор отстроил звук так, что можно было сидеть около сцены или на 17-м ряду балкона — везде слышно было супер. Тут все зависит, прежде всего, от звукооператора. Конечно, площадка тоже дает свое, и с точки зрения акустики «Мегаспорт» хуже других дворцов спорта, проблемы со звуком там бывают. Но с точки зрения логистики он не хуже.

РАЙДЕРЫ: ЛЕД ДЛЯ SCORPIONS И ШАМПАНСКОЕ ДЛЯ МЭРАЙИ КЭРИ

—  У каких артистов наиболее интересные, может быть, даже неожиданные райдеры?

— Из неожиданного: например, для концерта Deep Purple обязательное условие — чтобы было 150 килограммов льда. В принципе это касается не только Deep Purple, очень многие артисты запрашивают его в огромных количествах. Казалось бы, зачем лед, давайте мы обеспечим холодильниками — оказывается, так не пойдет. На сцене жарко, везде тепло, нужно охлаждать напитки. Когда ты помещаешь их в холодильник, они охлаждаются достаточно долго, а когда кладешь напиток в лед, то все происходит быстро. А это куча ящиков, они стоят около артистов, около техников, и так далее.

В 90-х и даже в начале 00-х нередки были ситуации: приезжаем в какой-нибудь провинциальный российский город и говорим: ребята, нам нужен лед. Они в недоумении отвечают: зачем? Мы повторяем: нам лед нужен, или концерта не будет. В ответ слышим: а где мы его возьмем? Это сейчас лед можно купить в магазине, а они ездили по ресторанам. Один раз в Новосибирске мы весь лед из ресторанов забрали: приезжали Scorpions, ха-ха.

Концерт Deep Purple, Санкт-Петербург, Ледовый дворец, 27 октября 2012 года. Иэн Гиллан и Стив Морс

В принципе в райдерах нет ничего такого, что можно было бы назвать из ряда вон выходящим. Ну можно вспомнить, что когда приезжал Элтон Джон, его комнаты необходимо было обить определенной черной тряпкой. Из забавного на ум приходит Мэрайя Кэри. В 2003 году она приезжала в Москву, и по райдеру ей нужно было три бутылки шампанского Cristal. Во всей Москве мы нашли одну бутылку, и стоила она 1200 евро. На наше счастье кто-то из друзей был во Франции, они и выручили. А почему именно три бутылки? Одна бутылка стоит в гримерке, вторая — в машине, третья — в номере отеля. По итогам ее визита все три бутылки были открыты, но отпила она только в номере, остальные остались нетронутыми.

Еще была интересная история: у Шарля Азнавура в райдере постоянно было какое-то супердорогое красное вино, дорогое до безумия. В один из приездов решились спросить прямо у него: а где нам найти такое вино? В этот момент у него очень широко открылись глаза. Оказалось, что он никогда этого не просил, вино заказывал менеджер, ха-ха. И он тут же его уволил, после поездки.

— А у кого самый вызывающий, капризный райдер?

— Из тех, кого мы возили — ни у кого. Самые капризные райдеры бывают у наших артистов, российских, там они придираются к форме бутербродов: квадратные они или треугольные. В целом все достойно, и понятно, почему: что такое бытовой райдер? Артист постоянно гастролирует, и в быту он должен находиться как бы дома. Нет какого-то безумия. Из интересного — можно вернуться к Элтону Джону, который старается не ночевать вне дома. То есть, если есть возможность и у него нет связки городов очень рядом, то после каждого концерта через 18 секунд он садится в машину и едет сразу в аэропорт, улетает домой. Это можно понять: он гастролирует не как тот же Уотерс, который отработал тур и отдыхает. У него гастроли идут фактически непрерывно, даже сейчас, хоть это и прощальный тур.

ОСЕННЕЕ КУПАНИЕ В БАЙКАЛЕ

— Расскажите о каких-нибудь забавных случаях из вашей практики.

— Могу рассказать про Deep Purple и Scorpions, с ними мы очень много работали, пожалуй, больше остальных. Две эдаких глыбы, хотя они абсолютно разные — и люди, и их музыка. Иэн Гиллан, конечно, это монстр, но он очень много выпивал. Конечно, во время поздних туров он пить бросил, а так было много всякого интересного. Например, были мы в Иркутске, поехали на Байкал, на экскурсию. Маленький банкет, выходной день, выпили-закусили. На дворе осень, октябрь-ноябрь, и что вы думаете? Гиллан прыгает с катера и купается в Байкале, ха-ха. И ничего, не заболел. Вылез из воды, опрокинул стакан — и порядок. В те времена он за концерт выпивал бутылку Red Label, запивал кока-колой и заедал биг-маком. После концерта еще пил пиво в гостинице — утром как огурчик!

— А Гиллан что-нибудь делает или делал, чтобы сохранить свой голос? Или просто пел и все?

— Нет, ничего такого я не видел. Перед концертом у них происходит следующее: он в отдельной гримерке, остальная группа в общей. Перед концертом он приходит к ним, и они уже вместе выходят на сцену. Что интересно: Гиллану нужно было, чтобы каждый день у него была свежая или хотя бы вчерашняя газета Morning Star (в пер. с англ. — «Утренняя звезда», ежедневный британский таблоид левой направленности. Издается в рамках программы «Британская дорога к социализму» Коммунистической партии Британии — прим. ОСН), постоянно приходилось как-то выкручиваться, он ее читал, прежде чем начать выступление.

 

Концерт Deep Purple, Москва, СК “Олимпийский”, 27 октября 2008 года. Иэн Гиллан

И еще момент: если мы попадали на футбол, то обязательно нужно было его посмотреть. В выходные тоже необходимо обеспечить Deep Purple футболом, они все болельщики, смотрели Английскую премьер-лигу.

— Как бы вы охарактеризовали отношения между участниками группы? В частности, зачем Гиллану нужна отдельная гримерка?

— Отношения между ними очень хорошие. Они все звезды, хотя главный человек у них по идее Иэн Пейс, так как он никогда не уходил из Deep Purple. А по гримерке — так сложилось, так у них заведено. Не знаю, с чем это связано, а так они абсолютно нормально между собой общаются. Так же, как и Scorpions. Но у них все-таки немного другая история: три человека там именно Scorpions — это вокалист Клаус Майне, гитаристы Рудольф Шенкер и Маттиас Ябс, а барабанщик и басист это сессионные музыканты. В Deep Purple такого разделения нет. Плюс еще их менеджер, Брюс Пейн, который сто лет с ними — он тоже член Deep Purple.

— А что интересного можете рассказать про Scorpions?

— С ними 20 лет работал американский барабанщик Джеймс Коттак. Офигенный ударник, но у него довольно серьезные проблемы с алкоголем. Тем не менее, его держали в группе, так как он очень хороший музыкант. Была история: в начале 00-х мы прилетели во Владивосток, это был их первый тур по России, из 17 концертов. Смена часового пояса, все дела, заселились в гостиницу. Он уже где-то накатил, зашел в номер, взял телевизор и выбросил его в окно — и как оказалось, номер был не его, Джеймс ошибся этажом, ха-ха. Телевизор попал на чью-то машину, потом очень долго разбирались.

С ним же была история, уже незадолго до его расставания с группой. У нас был концерт на сочинском форуме, после чего они летели в Дубай, где должны были выступать на Формуле-1. Коттак в самолете выпил лишнего и, возможно, как-то неправильно себя повел, его арестовали, он месяц сидел, насколько я знаю, в дубайской тюрьме, выступления эти у них, естественно, сорвались. После этого случая, собственно, ему и пришлось уйти из группы.

— Наверняка немало интересных историй у вас есть про такого безумного человека, как Оззи Осборн?

— Да, есть про него очень интересная история. В 2016 году в «Олимпийском» давали концерт Black Sabbath, и для Оззи Осборна мы подготовили целый спортзал, поставили беговую дорожку, гантели — это надо было видеть: Оззи Осборн, беговая дорожка и гантели. Он и так-то ходит своеобразно, а еще и на беговой дорожке… «Олимпийский», гримерка, у него две комнаты, заходим во вторую — он с гантельками, разогревается перед концертом, рядом его жена, вообще супер.

— И что, он реально совершенно не пил, ничего не принимал и занимался спортом?

— Нет-нет-нет, сколько раз он приезжал в Россию — ни разу не видел, чтобы он чего-то пил или принимал.

— С кем вам работалось легче всего и тяжелее всего?

— Могу сказать, что легче всего работать с теми, кого давно уже знаешь, кто близок по духу это — те же Scorpions. С Джо Кокером очень хорошие отношения были, это вообще был артист с большой буквы. Сложно было, как я уже рассказывал, с Guns N’ Roses. Не с точки зрения, что артисты плохие — нет, с технической точки зрения. Очень сложные концерты были у U2, Пола МакКартн. Концерт Bon Jovi в «Лужниках» был очень сложен прежде всего с логистической точки зрения. Мы практически все доставали в Москве, они с собой ничего не привозили.

«ДУМАЮ, ЭТО НАДОЛГО»

— Владимир Давыдович, напоследок: есть ли хоть какой-нибудь повод для оптимизма? Когда нам ждать хоть кого-нибудь?

— По поводу того, о чем мы сейчас говорили, про оптимизм говорить сложно. Наша компания практически создавала этот бизнес в России, а мой партнер Надежда Соловьева стояла у самых истоков, с 80-х годов она этим занималась. Нашей группе компаний SAV Entertainment и «Русский Шоу-Центр» исполнилось в этом году уже 35 лет! Представляете, как тяжело нам сейчас? При этом все эти артисты, что приезжали к нам долгие годы — они хотят приехать. Их менеджеры, агенты — мы с ними общаемся, поддерживаем связь.

— А если говорить о традиционной новогодней «Дискотеке 80-х»? Когда к нам приезжают столь любимые народом Boney M, Modern Talking…

— Никого не будет. Дискотеку 80-х сейчас и не делают, потому что нет артистов. Они все боятся попасть под вторичные санкции.

— Есть какие-то хотя бы примерные прогнозы, когда их визиты снова станут возможными?

— Не знаю, не могу сказать. Думаю, эта ситуация с нами надолго. Но, к счастью, от нас никуда не делись российские артисты, те же ДДТ по сути русский The Rolling Stones. Отечественными музыкантами мы ближайшее время и будем заниматься.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!